Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от Администрация муниципального образования Тихвинского муниципального района Ленинградской области (далее - Заказчик):
от ООО "РЕГИОНЭНЕРГОСТРОЙ" (далее - Участник, Общество, Исполнитель):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 24.09.2021 в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству распределительного газопровода поселка Красава Тихвинского городского поселения (далее - электронный аукцион).
19.10.2021 между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 01453000096210003880001(далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы по строительству распределительного газопровода поселка Красава Тихвинского городского поселения Ленинградской области, а Заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить указанную в Контракте цену при условии выполнения всего объема работ по Контракту и с качеством соответствующим проектной документации и требованиям нормативно-правовых актов в области строительства.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), утверждённой Заказчиком Сметой контракта (Приложение N 2), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), ведомостью видов и объемов работ, выполняемых Подрядчиком самостоятельно (Приложение N 4), проектной документацией (Приложение N 5), прошедшей государственную экспертизу в установленном законом порядке, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения.
Разделом N 2 Контракта определены сроки выполнения необходимых работ. Так, срок начала выполнения работ: с даты заключения Контракта. Срок окончания выполнения работ - не позднее 25 сентября 2022 года (п. 2.1 Контракта). В соответствии с п. 2.2 Контракта:
Порядок выполнения работ по настоящему Контракту определяется Сторонами в графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), том числе:
2.2.1. 2021 год - не позднее 15 декабря 2021 года.
2.2.2. 2022 год - не позднее 25 сентября 2022 года.
в том числе: срок завершения строительно-монтажных работ - не позднее 01 августа 2022 г., получение заключения о соответствии построенного, реконструированного, объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов - не позднее 25 сентября 2022 года.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.07.2022 контракт расторгнут.
Комиссия, оценив представленные Заказчиком документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае пунктом 14.2.1 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 той же статьи заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В ходе ознакомления с документами и данными в ЕИС, Комиссия выявила расхождение данных Заказчика на бумажном носителе с данными Единой информационной системы.
Так согласно данным Заказчика на бумажном носителе, Контракт на дату обращения (то есть 04.08.2022) расторгнут, однако согласно ЕИС Контракт на 11.08.2022, то есть на дату заседания Комиссии, значится в статусе: "Исполнение" (что подтверждается страницей: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/document-info.html?reest rNumber=3471501587721000131&contractInfoId=70235122).
Решение об одностороннем отказе загружено в ЕИС - 05.08.2022, то есть по данным официального сайта, Контракт является действующим: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrN umber=2471200666622000006&contractInfoId=74664501).
Согласно ч. 12 ст. 4 Закона о контрактной системе в случае, если информация, предусмотренная пунктами 1 - 15 части 3 настоящей статьи и размещенная в единой информационной системе, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе.
Таким образом, при отсутствии данных о расторжении Контракта в ЕИС и наличие данных о том, что Контракт находится в стадии "Исполнение", Комиссия считает, что данные Заказчика на бумажном носителе не подтверждаются информацией открытого источника, предназначенного для полного, открытого и достоверного получения данных в сфере закупок по 44-ФЗ, а именно Единой информационной Системой, которой в первую очередь руководствуется контролирующий орган.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Согласно пп. а п. 15. Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Таким образом, в настоящем деле Комиссия считает, что Контракт на момент заседания является действующим, следовательно, оснований для включения в РНП не имеется.
Комиссией также изучила материалы дела и установила, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор об исполнении обязательств Обществом.
Комиссия не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку ввиду того, что это не входит в ее компетенцию.
В настоящем решении предметом оценки является исключительно поведение Участника, то есть Комиссия по обращению Заказчика рассматривала применение такой меры публичной ответственности, как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года, с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе анализа документов, писем в материалах дела Комиссия находит подтверждение того, что Общество взаимодействовало с Заказчиком, вело переписку и начало исполнять свои обязательства.
Из позиции Заказчика следует, что:
Общество в установленный Контрактом срок не выполнило необходимые работы, в связи с чем и было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из позиции Участника следует, что:
28.03.2022 г. в адрес Заказчика по электронной почте было направлено письмо с просьбой заключения дополнительного соглашения на увеличение цены контракта на 10% в связи с ростом курса валют и увеличением стоимости материалов и оборудования.
05.05.2022 в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой компенсировать Исполнителю убытки в размере 1 368 592 (один миллион триста шестьдесят восемь тысяч пятьсот девяносто два) рубля 89 копеек понесённых при выполнении работ в 2021 году, из-за ошибок в сметной документации, касаемо стоимости труб, при детальной проработке проектно-сметной документации.
05.05.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя был направлен ответ с разъяснением достоверности сметной стоимости строительства, что подтверждается положительным заключением ГАУ "Леноблгосэкспертиза" и требованием незамедлительно приступить к выполнению работ на объекте.
27.05.2022 года в администрации Тихвинского района, совместно с представителями ООО "РегионЭнергоСтрой", было проведено совещание по заданным Исполнителем вопросам. Принято решение, что Исполнитель возобновляет работы на объекте с 06.06.2022 года в части работ не касающихся прокладки газопроводных труб с спорной стоимостью.
Однако к работам Исполнитель так и не приступил.
Комиссия, не занимая чью-либо сторону по данному спору, находит необходимым учесть, что между Участником и Заказчиком возникли разногласия, а поскольку Комиссия не решает гражданско-правовой спор между сторонами, Комиссия принимает во внимание только факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которая могла оказать влияние на возможность исполнения обязательств по Контракту, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Исходя из всего вышеизложенного, Комиссия делает вывод, что разрешение ситуации могло быть достигнуто более тесным взаимодействием сторон.
Учитывая все вышеизложенное и тот факт, что на дату заседания, то есть на 28.07.2022, Контракт в ЕИС находится в статусе: "Исполнение", то есть является действующим, а, следовательно, Комиссия в соответствии с Письмом ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 и п. 15 Правил руководствуется тем, что основания для включения сведений об Обществе у антимонопольного органа отсутствуют.
Более того, на дату заседания Комиссии, то есть на 11.08.2022 не истекли предусмотренные частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе 10 дней для устранения причин принятия одностороннего отказа, с учетом того, что решение размещено в ЕИС лишь 05.08.2022.
Поскольку данные Заказчика не подтверждаются информацией открытого источника, предназначенного для полного, открытого и достоверного получения данных в сфере закупок по 44-ФЗ, а именно Единой информационной Системой, Комиссия обоснованно руководствуется тем, что оснований включать сведения об Обществе в РНП при действующем Контракте не имеется.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, на основании того, что Контракт на момент заседания является действующим
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "РЕГИОНЭНЕРГОСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленный законом срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 августа 2022 г. N 047/06/104-2298/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2022