Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Уполномоченного органа - Муниципальное казенное учреждение "Центр экономики и финансов":
в отсутствие представителей по доверенностям:
от Заявителя - ИП Тисло Данил Андреевич, извещенного надлежащим образом о дате и времени проведения заседания, от Заказчиков - Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение N 11 "Центр развития ребенка - детский сад г.Никольское ", Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение N34 "Детский сад комбинированного вида г.Никольское ",
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 348-ИП/22 от 08.08.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на уличное игровое оборудование.
Извещение о проведении электронного аукциона 29.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 699 913,07 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалобы Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки в части установления технического задания.
Комиссия установила, что согласно Инструкции по заполнению заявки в Техническом задании устанавливаются:
Требования к описанию характеристик (показателей) товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки:
в описании товара использованы следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
3) показатели, значения которых не могут изменяться;
4) показатели, которые определяются диапазоном значений.
Порядок описания характеристик товара, предлагаемого к поставке участником закупки:
по первому виду показателей участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, для которого установлено минимальное и (или) максимальное значение (при этом учитываются предельные максимальные и (или) минимальные значения, установленные в требованиях):
- в случае использования Заказчиком фраз "не более X", "не менее X", "не превышает X", "не ниже X", "не выше X" и т.п., математических знаков <Х, >Х, указанное участником закупки конкретное значение показателя может быть равно в том числе и значению X
- в случае использования Заказчиком фраз "более X", "менее X", "превышает X", "ниже X", "выше X", "свыше X", "от X", "до X" и т.п., математических знаков < X, >Х, указанное участником закупки конкретное значение показателя не может быть равно значению X;
по второму виду показателей участник закупки выбирает одно конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
по третьему виду показателей участник закупки указывает значение, установленное заказчиком;
по четвертому виду показателей участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона.
Сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований предлагаемых участником функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик поставляемого товара, предложение участника закупки не должно содержать слов: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "не должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "не должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "не должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до" (за исключением диапазонных значений), "от" (за исключением диапазонных значений), "более", "менее", "выше", "ниже", "возможно" и т.п. Диапазонные значения в отношении возраста детей с применением слов, "от", "от"..."до" не могут изменяться.
Единицы измерения показателей и наименование показателей при заполнении заявки должны оставаться без изменений, т.е. не должны изменяться участником закупки.
Все характеристики объекта закупки, указанные в извещении и Приложении N1 к извещению, обязательны для предоставления в составе заявки на участие в электронном аукционе.
Заявитель полагает, что для товара н. ЗО "Домик - беседка Тип 4" инструкция Заказчика не поясняет значения требования установленного с применением символа "-", а также формулировка "Не ниже 1 сорта" имеет двусмысленное толкование.
Комиссия установила, что в Приложении N 1 Технического задания указано следующее:
"Для товара н. ЗО "Домик - беседка Тип 4" установлено:
доска из древесины хвойных пород, подвергнутая специальной обработке и сушке до мебельной влажности 7 -10% для придания особой прочности несущим конструкциям, влагостойкая фанера не ниже 1 сорта".
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что согласно Инструкции по заполнению заявки в Техническом задании данный показатель относится к показателям 4], значения которых участник закупки указывает в виде диапазона значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона.
Согласно Инструкции по заполнению заявки в Техническом задании данный показатель относится к показателям 3) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, таким образом, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, для которого установлено минимальное и (или) максимальное значение (при этом учитываются предельные максимальные и (или) минимальные значения, установленные в требованиях):
- в случае использования Заказчиком фраз "не более X", "не менее X", "не превышает X", "не ниже X", "не выше X" и т.п., математических знаков <Х, >Х, указанное участником закупки конкретное значение показателя может быть равно в том числе и значению X.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что участнику в заявке на участие в закупке показатель по соответствующему товару необходимо указывать в виде диапазона значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона, при использовании словосочетания "не ниже" участнику необходимо указывать одно конкретное значение.
Во втором доводе жалобы Заявитель полагает, что для товара п.28 "Игровой элемент Тип 4":общий слой покрытия не менее 80 микрон" участник не может предоставить точную информацию об общем слое покрытия на этапе подачи заявок.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что согласно Инструкции по заполнению заявки в Техническом задании данный показатель относится к показателям 3] показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, таким образом, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, для которого установлено минимальное и (или) максимальное значение (при этом учитываются предельные максимальные и (или) минимальные значения, установленные в требованиях):
- в случае использования Заказчиком фраз "не более X", "не менее X", "не превышает X", "не ниже X", "не выше X" и т.п., математических знаков <Х, >Х, указанное участником закупки конкретное значение показателя может быть равно в том числе и значению X.
Таким образом, при установлении словосочетания "не менее" участнику в заявке на участие в закупке показатель по соответствующему товару необходимо указывать в виде одного конкретного значения.
В третьем доводе жалобы Заявитель считает, что по его мнению, для товара п.22 "Качалка на пружине тип 3": влагостойкая фанера не ниже 1 сорта, изготовленная из шлифованного березового шпона повышенной водостойкости, склеенного клеем класса эмиссии Е1 с предварительной заделкой (замазкой или вставками) Заказчик в инструкции не поясняет требований, установленных в скобках.
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что согласно Инструкции по заполнению заявки в Техническом задании данный показатель относится к показателям 3] показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения, таким образом, участник закупки указывает одно конкретное значение показателя, для которого установлено минимальное и (или) максимальное значение (при этом учитываются предельные максимальные и (или) минимальные значения, установленные в требованиях):
- в случае использования Заказчиком фраз "не более X", "не менее X", "не превышает X", "не ниже X", "не выше X" и т.п., математических знаков <Х, >Х, указанное участником закупки конкретное значение показателя может быть равно в том числе и значению X.
Сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований предлагаемых участником функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик поставляемого товара, предложение участника закупки не должно содержать слов: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "не должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "не должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "не должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до" (за исключением диапазонных значений), "от" (за исключением диапазонных значений), "более", "менее", "выше", "ниже", "возможно" и т.п.
Таким образом, при установлении словосочетания "или" участнику в заявке на участие в закупке показатель по соответствующему товару необходимо указывать в виде одного конкретного значения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Тисло Д.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 августа 2022 г. N 047/06/42-2331/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022