Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
В отсутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Администрация муниципального образования "Фалилеевское сельское поселение" муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области,
Заявителя - ИП Айвазян Артур Аршалуйсович, извещенных о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 420-ИП/22 от 08.08.2022) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха в д. Фалилеево.
Извещение о проведении электронного аукциона 08.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников электронного аукциона.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявок участников электронного аукциона, а именно отклонение своей заявки с идентификационным номером N 215.
Комиссия установила, что заявка участника закупки с порядковым номером N 215 была отклонена по следующим основаниям:
215 |
02.08.2022 10:21:13 |
Общее решение |
Отклонена |
На основании п.1 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Участником закупки предоставлены сведения, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ, не соответствующие требованиям извещения: товар 2, показатель 6 отсутствует показатель "защитное", требованиями установлено: защитное металлическое покрытие по ГОСТ 9.301-86 или лакокрасочное покрытие по ГОСТ 9.032-74 или порошковое полимерное покрытие по ГОСТ 9.410-88, в заявке указано лакокрасочное покрытие по ГОСТ 9.032-74, согласно инструкции по заполнению заявки при установленных требованиях для нескольких взаимоисключающих показателей, перечисленных с союзом "или", - участниками закупки в заявке предоставляется только один конкретный показатель, без применения вышеуказанных слов и словосочетаний, показатель "защитное" не является взаимоисключающим по отношению к типам покрытий по ГОСТ.) |
Пегашев Александр Сергеевич |
Отклонена |
|||
Кивилева Ольга Анатольевна |
Отклонена |
|||
Нечаева Анна Владимировна |
Отклонена |
Комиссия установила, что Заказчиком в Приложение N 2 "Требования к предлагаемым (поставляемым) товарам" к техническому заданию к товару по позиции 2 "Инсталляция металлическая" установлено, среди прочих, следующее требование:
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений |
6 |
Тип покрытия стальных элементов |
защитное металлическое покрытие по ГОСТ 9.301-86 или лакокрасочное покрытие по ГОСТ 9.032-74 или порошковое полимерное покрытие по ГОСТ 9.410-88 |
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в закупке (далее - Инструкция):
"5. В описании товаров указаны следующие виды показателей:
_
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
_
При указании сведений о товаре (объекте закупки) по второму виду показателей, участникам необходимо руководствоваться следующими правилами их предоставления:
- при установленных требованиях для нескольких взаимоисключающих показателей, перечисленных со знаком "/", с союзом "или", "либо", в том числе с применением словосочетаний "должен(-на)(-ны)(-но) быть", "допуска (-ется), (-ются)", - участниками закупки в заявке предоставляется только один конкретный показатель, без знака "/", без применения вышеуказанных слов и словосочетаний"
Исходя из совокупности установленных требований к показателям товаров, с учетом требований Инструкции, Заявителем в заявке на участие в электронном аукционе было представлено, среди прочих, следующее значение:
Наименование товара |
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Значение показателя (характеристики) товара |
Инсталляция металлическая |
6 |
Тип покрытия стальных элементов |
лакокрасочное покрытие по ГОСТ 9.032-74 |
Таким образом, характеристики товаров, предлагаемые Заявителем, соответствуют показателям, установленным в описании объекта закупки, а именно участником закупки в заявке представлен один конкретный показатель, а именно "лакокрасочное покрытие по ГОСТ 9.032-74" в соответствии с инструкцией по заполнению заявки.
Комиссия установила, что Заказчиком термин "защитное" установлено только к одному из вариантов значений спорного показателя ("металлическое покрытие по ГОСТ 9.301-86"), отделенному от остальных ("лакокрасочное покрытие по ГОСТ 9.032-74; порошковое полимерное покрытие по ГОСТ 9.410-88") союзом "или". Также инструкцией не указанно, что термин "защитное", в графе Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений, позиция 2 показатель 6 Приложения N 2 Требования к предлагаемым (поставляемым) товарам, относится к каждому из вариантов значений конкретного показателя.
Представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств правомерности действий аукционной комиссии.
Таким образом, аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку N215 по причине непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а именно на основании пункта 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Айвазян Артур Аршалуйсович обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системы;
3. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протокола подведения итогов, повторного рассмотрения заявок участников электронного аукциона;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 августа 2022 г. N 047/06/49-2345/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022