Резолютивная часть решения объявлена 17.08.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 19.08.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "..." - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" (далее - ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва, государственный заказчик):
- "...", действующая на основании доверенности от 12.08.2022 года N вн-3-12,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - ООО "Альфа"),
рассмотрев обращение (вх. N 3192 от 10.08.2022 года) ООО "Альфа" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Альфа" (667011, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Бурзекея Сата, двлд. 3, ОГРН: 1211700001908, дата присвоения ОГРН: 11.11.2021 года, ИНН: 1700002478, КПП: 170001001), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 04.03.2022 года N 5, заключенного по итогам электронного аукциона N 0812400000122000001 "Приобретение камеры холодильной", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 11.08.2022 года N 199 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0812400000122000001.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ООО "Альфа" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении.
17.08.2022 года в адрес Тывинского УФАС России поступило заявление ООО "Альфа" (вх. N 3282) об отложении заседания Комиссии на более поздний срок, которое отклонено Комиссией Тывинского УФАС России в связи ограниченным сроком рассмотрения обращений, установленным частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе (пять рабочих дней с даты поступления обращения).
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-70/2022, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва в ЕИС 07.02.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0812400000122000001 "Приобретение камеры холодильной", начальная (максимальная) цена контракта: 1 200 000,00 рублей.
08.02.2022 года государственным заказчиком размещены в ЕИС изменения в извещение о проведении электронного аукциона N 0812400000122000001 "Приобретение камеры холодильной", начальная (максимальная) цена контракта: 1 200 000,00 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона N 0812400000122000001 от 16.02.2022 года до окончания срока подачи заявок поступило 6 заявок со следующими ценовыми предложениями:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Ценовое предложение, поданное участником закупки |
Вид аукциона |
1 |
111387764 |
684 000,00 руб. |
понижение |
2 |
111382174 |
690 000,00 руб. |
понижение |
3 |
111357183 |
1 104 000,00 руб. |
понижение |
4 |
111381179 |
1 200 000,00 руб. |
понижение |
5 |
111381931 |
1 200 000,00 руб. |
понижение |
6 |
111383378 |
1 200 000,00 руб. |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона N 0812400000122000001 от 18.02.2022 года заявки участников закупки N 111387764, N 111382174, N 111357183, N 111381931 признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению электронного аукциона N 0812400000122000001, победителем признан участник закупки N 111387764 (ООО "Альфа").
04.03.2022 года между ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва и ООО "Альфа" заключен государственный контракт N 5 "Приобретение камеры холодильной" на сумму 684 000,00 рублей.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.2 государственного контракта N 5 от 04.03.2022 года предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение государственного заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 5 от 04.03.2022 года принято 27.07.2022 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС 27.07.2022 года.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, является 08.08.2022 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока со дня размещения в ЕИС решение государственного заказчика от 27.07.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 5 от 04.03.2022 года в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения от 27.07.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 5 от 04.03.2022 года является невыполнение поставщиком обязательств по поставке камеры холодильной в сроки, установленные контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта N 5 от 04.03.2022 года исполнитель самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва, 667000, г. Кызыл ул. Ровенская 38 в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения Контракта и в течение двух рабочих дней с момента поставки осуществляет монтаж и пусконаладочные работы.
Также, согласно техническому заданию, являющемся приложением контракта N 5 от 04.03.2022 года, установлено, что срок поставки и монтажа: до 01.07.2022. Подрядчик имеет право выполнить и сдать услуги досрочно.
Согласно сведениям (вх. 3254 от 16.08.2022 года) ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва в рамках исполнения контракта N 5 от 04.03.2022 года велась следующая переписка:
- письмо ООО "Альфа" (исх. N 17 от 05.04.2022 года) о расторжении контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью его исполнения;
- письмо ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва (исх. N 18/6/3-119 от 14.04.2022 года) об отказе расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с отсутствием признаков обстоятельств непреодолимой силы;
- письмо ООО "Альфа" (исх. N 24 от 07.06.2022 года) о расторжении контракта в связи с увеличением цен на закупаемый товар;
- письмо ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва (исх. N 18/6/3-181 от 10.06.2022 года) о исполнении поставщиком своих обязательств по контракту;
- претензия ФКУ БМТиВС УФСИН России по Республике Тыва (исх. N 18/6/3-232 от 08.07.2022 года) об уплате штрафа в размере 6 840,00 рублей за неисполнение обязательств по контракту и оплату пени в размере 1 516,20 рублей.
27.07.2022 года государственный заказчик принял решение отказаться в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта N 5 от 04.03.2022 года.
Таким образом, в установленные государственным контрактом N 5 от 04.03.2022 года сроки ООО "Альфа" не выполнило обязательства, предусмотренные контрактом.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Как было установлено выше, 05.04.2022 года ООО "Альфа" в адрес государственного заказчика направило письмо о невозможности исполнения контракта в связи с резким увеличением цен на холодильную камеру в подтверждение представили коммерческие предложения об увеличении цен на закупаемый товар.
Таким образом, учитывая, что ООО "Альфа" предпринимало действия по исполнению контракта N 5 от 04.03.2022 года, умышленно не уклонялась от исполнения указанного контракта, отсутствием намерений причинить вред заказчику, то основания для включения информации об ООО "Альфа" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (667011, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Бурзекея Сата, двлд. 3, ОГРН: 1211700001908, дата присвоения ОГРН: 11.11.2021 года, ИНН: 1700002478, КПП: 170001001) его директора и учредителя Шогжал Марии Андреевны (ИНН: 170100886380), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 04.03.2022 года N 5, заключенного по итогам электронного аукциона N 0812400000122000001 "Приобретение камеры холодильной", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
"..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 19 августа 2022 г. N 017/06/104-70/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022