Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное ФКУ "Главный центр хозяйственного, транспортного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по г. Москве" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "АСТРАКОМ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением N 1078) информацию об ООО "АСТРАКОМ" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.12.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплектующих к радиостанциям в рамках технического обслуживания (в рамках ГОЗ) (далее - Товар) (номер извещения в ЕИС - 0873100004421000172).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 999 874,82 руб.
Между Заказчиком и ООО "АСТРАКОМ" заключен государственный контракт от 07.02.2022 N 2222188200012007707795160/2ЭЛ-ГЦ (далее - Контракт), цена которого составила 6 999 874,82 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта ООО "АСТРАКОМ" обязуется поставить Заказчику Товар в количестве и ассортименте, установленном в спецификации (приложение N 1 Контракта) (далее - Спецификация) и в соответствии с требованиями, указанными в технических характеристиках поставляемого Товара и условиях поставки (приложение N 2 Контракта) (далее - Технические характеристики).
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Заказчик обеспечивает приемку и оплату Товара в установленном Контрактом порядке, форме и размере.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта, срок поставки Товара исчисляется с даты заключения Контракта до 29.04.2022 года.
В силу пункта 3.2 Контракта поставка Товара Заказчику осуществляется ООО "АСТРАКОМ" по адресу: г. Москва, ул. Перерва, д. 5.
На основании пункта 11.1 Контракта срок действия Контракта устанавливается со дня его заключения до 26.12.2022.
Спецификацией установлена страна происхождения Товара, единица измерения, количество, цена за единицу измерения, стоимость в рублях.
Техническим заданием установлены технические характеристики Товара, наименование страны происхождения Товара, гарантийный срок.
На основании представленных сторонами документов и сведений Комиссией установлено, что ООО "АСТРАКОМ" осуществлена частичная поставка Товара в адрес Заказчика, что подтверждается актом приемки-передачи товара от 31.05.2022, актом технической приемки товара от 31.05.2022 и платежным поручением от 27.06.2022 N 730193 об оплате ООО "АСТРАКОМ" частично поставленного Товара на сумму 2 934 528,42 руб.
Письмом от 27.04.2022 N 7-2977 ООО "АСТРАКОМ" уведомило Заказчика о невозможности полной поставки Товара ввиду введения иностранными государствами запретительных мер по отношению к экономике России со ссылкой на письмо старшего Вице-президента по глобальной работе с партнерами и коммерческим сектором Motorola Solutions от 10.03.2022.
Кроме того, письмом от 20.06.2022 N 7-3042 ООО "АСТРАКОМ" сообщает Заказчику о том, что на основании заключения союза "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата" от 07.06.2022 N 101/110 вследствие введения экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, ООО "АСТРАКОМ" не имеет возможность исполнить Контракт.
Так же ООО "АСТРАКОМ" просит Заказчика в соответствии с пунктом 7.13 Контракта рассмотреть вопрос о расторжении Контракта по соглашению сторон в части непоставленного Товара, так как произошли существенным изменением условий, на основании которых между Заказчиком и ООО "АСТРАКОМ" заключался Контракт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Пунктом 2 статьи 523 ГК РФ к таким нарушениям относится, в том числе неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.13 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта по соглашению сторон, решения суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Так же пунктом 7.14.2 Контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае неоднократного (от двух и более раз) нарушения сроков поставки товара.
Поскольку в связи с неисполнением обязательств по Контракту ООО "АСТРАКОМ" не осуществило поставку Товара в полном объеме, чем нарушило существенные условия Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 26.07.2022 б/н (далее - Решение).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 26.07.2022 в 19:03 (МСК) Решение размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом Заказчиком Решении является 26.07.2022.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ООО "АСТРАКОМ" нарушения не устранены, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 08.08.2022.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Заказчик должен направить Обращение в ФАС России не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу Решения, то есть не позднее 10.08.2022.
При этом Обращение Заказчиком о включении информации об ООО "АСТРАКОМ" направлено в ФАС России 16.08.2022, то есть за пределами регламентированного Законом о контрактной системе срока.
Таким образом, действия Заказчика, несвоевременно направившего Обращение в ФАС России, нарушают часть 16 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Изучив представленные сторонами материалы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "АСТРАКОМ" не исполнены обязательства по Контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
На основании изложенного, информация об ООО "АСТРАКОМ" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и абзацем 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления
N 1078,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "АСТРАКОМ" (ИНН: 7804085896) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 22.08.2022 по делу N 22/44/104/301ГОЗ соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 августа 2022 г. N 22/44/104/301ГОЗ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022