Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО НИЦ "Башкортостан" (далее - Заявитель) на действия Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда (далее - Заказчик), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки электронного аукциона на поставку системы видеонаблюдения (прочая закупка для обеспечения государственных нужд) (далее - Объект закупки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0158100016922000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком не установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства Российский Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 17.08.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.08.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 04.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 885 600 руб.;
источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090020244;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.08.2022;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
6) победителем Аукциона признан участник закупки ООО "Надежные информационные коммуникации", с предложением о цене контракта в размере 2 885 600 руб.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236, при этом Объектом закупки являются видеокамеры, для использования которых необходимо встроенное в камеру программное обеспечение.
Согласно описанию Объекта закупки, Заказчиком приобретается оборудование системы видеонаблюдения (далее - оборудование), которое включает в себя выполнение демонтажных работ, монтажных и пусконаладочных работ, установку программного обеспечения, выполнение комплекса работ по настройке и программированию оборудования системы видеонаблюдения.
Кроме того, согласно описанию Объекта закупки, участнику закупки необходимо использовать из имеющегося серверного оборудования:
"- 3 камеры распознавания номерных знаков (обновить до последней версии прошивки);
- 1 камера распознавания лиц (обновить до последней версии прошивки);
- 1 регистратор Dahua (обновить до последней версии прошивки);
- 18 камер Dahua (обновить до последней версии прошивки)".
Наличие указанных работ в описании Объекта закупки свидетельствует о наличии программного обеспечения содержащегося в камерах, а также о необходимости проведения работ по обновлению программного обеспечения в имеющихся камерах.
Согласно пояснениям Заказчика, программное обеспечение не является предметом закупки, поскольку Заказчиком ранее произведена закупка программного обеспечения для оборудования системы видеонаблюдения, в связи с чем оснований для применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, не имеется.
Кроме того Комиссией установлено, что в реестре российского программного обеспечения содержатся сведения о регистрации программного обеспечения для применения на цифровых камерах видеонаблюдения (реестровая запись N 12466 от 30.12.2021).
Вместе с тем в Извещении, не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236, а также не размещено обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного нарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законе о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что подпунктом 8 пункта 1.14 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике электронного аукциона, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших требование к участникам закупки об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в
недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИЦ "Башкортостан" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 19.08.2022 по делу N 28/06/105-2651/2022 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 августа 2022 г. N 28/06/105-2651/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2022