На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ИП Кузнецовой О.И. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении заказчиками, Управлением по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области (далее - Уполномоченный орган N 1), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий бинт марлевый медицинский стерильный на 2019 год (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0126200000418003851) (далее - Аукцион N 1), при проведении заказчиками, ГБУЗ МО "МГКБ" (далее - Уполномоченный орган N 2), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для перевязки для государственных учреждений здравоохранения Московской области (155) (номер извещения в ЕИС) - 0348300053618000152) (далее - Аукцион N 2),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении заказчиками, Уполномоченными органами NN 1, 2, Оператором электронной площадки Аукционов NN 1, 2.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявок на участие в Аукционах NN 1, 2.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Оператора электронной площадки 17.08.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 18.08.2022.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 819 917, 40 рублей;
4)источник финансирования - бюджет Белгородской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 14.12.2018;
6) на участие в Аукционе N 1 подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 1 - 17.12.2018;
8) по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 1 2 участника закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе;
9) победителем Аукциона N 1 признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 1 628 826,01 рублей.
В соответствии с документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 21.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 014 746,30 рублей;
4)источник финансирования - средства обязательного медицинского страхования Московской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 26.10.2018;
6) на участие в Аукционе N 2 подано 3 заявки участников закупки;
7) дата проведения Аукциона N 2 - 29.10.2018;
8) по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе N 2 3 участника закупки признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе N 2;
9) победителем Аукциона N 2 признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта в размере 2 441 934,26 рублей;
Согласно доводу обращения Заявителя Оператором электронной площадки неправомерно заблокированы денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявок на участие в Аукционах NN 1, 2.
Частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе (ред. на дату рамещения извещения) в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами могут создаваться уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, или несколько таких органов, казенных учреждений. Кроме того, полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, которые установлены решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. При этом контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители), самостоятельно.
Частью 8 статьи 44 Закона о контрактной системе (ред. на дату рамещения извещения) установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе;
7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе (ред. на дату рамещения извещения) возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
На основании протоколов подведения итогов по Аукционам NN 1, 2 Заявитель признан победителем Аукционов NN 1, 2.
Согласно сведениям ЕИС по Аукциону NN 1, 2 контракты между Заявителем и ОГБУЗ "Городская поликлиника г. Белгорода (далее - Заказчик N 1), ГБУЗ МО "МОБ им. проф. Розанова В.Н. (далее - Заказчик N 2)" не заключены.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в ЕИС отсутствует информация о включении сведений в отношении Заявителя в Реестр в связи с уклонением от заключения государственных контрактов по результатам проведения Аукционов NN 1, 2, а также отсутствуют протоколы признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Также, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что у Оператора электронной площадки отсутствует информация о включении либо об отказе во включении сведений в отношении Заявителя в Реестр по результатам проведения Аукционов NN 1, 2, в связи с чем у Оператора электронной площадки отсутствуют правовые основания для разблокирования денежных средств или перечисления заблокированных на специальном счете Заявителя денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Вместе с тем, на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих обратное.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в блокировании денежных средств Заявителя, по результатам проведения Аукционов NN 1, 2, в размере обеспечения заявок на участие в Аукционах NN 1, 2, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем учитывая, что на момент проведения внеплановой проверки у Комиссии отсутствовали сведения о включении либо об отказе во включении сведений о Заявителе в Реестр по результатам проведения Аукционов NN 1, 2, Комиссия приходит к выводу о необходимости передачи материалов дела от 18.08.2022 N П-285/22 для проведения контрольных мероприятий соответствующим должностным лицам:
- Белгородского УФАС России по Аукциону N 1;
- Московского областного УФАС России по Аукциону N 2;
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия Оператора электронной площадки не противоречащими требованиям Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы от 18.08.2022 по делу N П-285/22 в Белгородское УФАС России, Московское областное УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении контрольных мероприятий в части действий заказчиков при проведении Закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 августа 2022 г. N П-285/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022