Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Нацпромлизинг" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Горсвет" (далее - Заказчик), Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок МБУ "Горсвет" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) светильников, ШУНО с АСУНО, модулей светодиодных, АРМ диспетчера, сервера, включая другие работы, без оказания которых невозможно использовать предмет лизинга в целях модернизации уличного освещения (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0168500000622003065) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236);
2) в описании объекта закупки Извещения установлено излишнее требование к товару "Светильник светодиодный", а именно: "Материал крышки светильника изготовлены из композитного материала - пластик";
3) ненадлежащим образом сформирован лот закупки, поскольку в соответствии с объектом закупки Извещения поставляются товары входящие и не входящие в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616);
4) ненадлежащим образом сформирован лот закупки, поскольку в соответствии с Извещением осуществляется поставка товара и выполнение работ по демонтажу аварийных опор в количестве 682 шт. и замена аварийного самонесущего изолированного провода протяженностью 433 000 м.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 22.08.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 23.08.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 06.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 914 897 615,72 рублей;
4) источник финансирования - бюджет МБУ "Горсвет";
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.08.2022.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении не установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
В соответствии с Извещением осуществляется поставка, в том числе "Шкаф управления наружным освещением с автоматической системой управления наружным освещением (ШУНО с АСУНО)", который включен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. При этом обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в ЕИС не размещено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в описании объекта закупки Извещения установлено излишнее требование к товару "Светильник светодиодный", а именно: "Материал крышки светильника изготовлены из композитного материала - пластик".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 7 описания объекта закупки Извещения к товару "Светильник светодиодный" установлено требование к характеристике "Материал защитного стекла оптического отсека - пластик".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Изучив Извещение, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, однозначно подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован лот закупки, поскольку в соответствии с объектом закупки Извещения поставляются товары входящие и не входящие в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 616 (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 12 Постановления N 616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 Постановления N 616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Пунктом 2 Постановления N 616 установлен Перечень.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка осуществляется поставка товаров "Светильник светодиодный, код ОКПД2 - 27.40.39.113", "Модуль светодиодный встраиваемый для паркового светильника, код ОКПД2 - 27.40.39.113", "Шкаф управления наружным освещением, код ОКПД2 - 26.20.15.000", "АРМ диспетчера, код ОКПД - 26.20.15.000", "Сервер, код ОКПД2 - 26.20.15.000".
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные товары входят в Перечень, при этом в Извещении отсутствуют товары, не входящие в Перечень.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформирован лот закупки, поскольку в соответствии с Извещением осуществляется поставка товара и выполнение работ по демонтажу аварийных опор в количестве 682 шт. и замена аварийного самонесущего изолированного провода протяженностью 433 000 м.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением объектом закупки является финансовая аренда (лизинг) светильников, ШУНО с АСУНО, модулей светодиодных, АРМ диспетчера, сервера (далее - Товары).
При этом в описании объекта закупки Извещения установлено, что в целях полноценного функционирования системы уличного освещения необходимо осуществить демонтаж существующих аварийных опор и осуществить монтаж новых опор в количестве 682 шт., а также заменить аварийный самонесущий изолированный провод, протяженностью 433 000 м.
На заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа не представлено сведений подтверждающих технологическую связь объектов между собой, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о правомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа объединивших в один объект закупки поставку Товаров, а также выполнения работ по демонтажу существующих аварийных опор, монтажу новых опор в количестве 682 шт., и замене аварийного самонесущего изолированного провода протяженностью 433 000 м.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что с целью осуществления организации рассматриваемых работ, потенциальному участнику необходимо будет задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы, что напрямую ограничивает участие в Аукционе участников гражданского оборота, не обладающих для этого необходимыми для выполнения работ ресурсами.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что объединение в один лот поставку Товаров, выполнения работ по демонтажу существующих аварийных опор, монтажу новых опор в количестве 682 шт., и замене аварийного самонесущего изолированного провода протяженностью 433 000 м. нарушает принцип равнодоступности при проведении закупки и исключает возможность участия в закупке отдельных участников рынка.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нацпромлизинг" обоснованной в части пунктов 1, 4 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 14, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 23.08.2022 по делу N 28/06/105-2685/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 августа 2022 г. N 28/06/105-2685/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022