Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "ПО "Возрождение" (далее - Заявитель) на действия СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу СанктПетербурга (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок СПб ГБУК "Государственный музей истории Санкт-Петербурга" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реставрации гранитных фасадов крепостной ограды Петропавловской крепости - объекта культурного наследия федерального значения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, д. 3, лит. Д (номер извещени в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0172200002522000298) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) порядок оценки заявок участников закупки по детализирующим показателям "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1), "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 05.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 361 500 000 руб.;
4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 0810071170;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 25.08.2022.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" предусмотрен показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно порядку оценки заявок участников закупки, установленному в Извещении, значимость Детализирующего показателя N 1 Критерия составляет 20 %, Детализирующего показателя N 2 Критерия составляет 80 %.
Для расчета баллов по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия Заказчиком, Уполномоченным органом применяется формула, предусмотренная подпунктом "е" пункта 20 Положения:
где предельное максимальное значение характеристики () по Детализирующему показателю N 1 Критерия составляет 1 361 500 000 руб., по Детализирующему показателю N 2 Критерия составляет 40 договоров.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в порядке оценки заявок участников закупки ненадлежащим образом установлена пропорциональная зависимость между весом значимости Детализирующих показателей NN 1, 2 Критерия, поскольку, по мнению Заявителя, участник закупки, который исполнил 40 договоров с незначительной стоимостью, имеет необоснованное преимущество перед участником, который исполнил меньшее количество договоров, но на сумму более 1 361 500 000 руб.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установление данных значений обусловлено потребностью Заказчика в выборе квалифицированного подрядчика, обладающего большим опытом выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Вместе с тем, Комиссия, изучив порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия, приходит к выводу, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом величины значимости и предельные максимальные значения по Детализирующим показателям NN 1,2 Критерия не противоречат требованиям Положения.
При этом представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно подпункту "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
С учетом изложенного, в целях подтверждения наличия опыта по проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) к оценке принимается один или несколько из предусмотренных подпунктом "г" пункта 31 Положения исполненных контрактов (договоров) по одному из объектов, указанных в подпункте "в" пункта 31 Положения, соответствующему объекту закупки.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Вместе с тем согласно порядку оценки заявок участников закупки по Детализирующим показателям NN 1, 2 Критерия к оценке принимается исполненный участником закупки договор, предусматривающий выполнение работ на объекте культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в порядке оценки заявок участников закупки условие о принятии к оценке договоров, предусматривающих выполнение работ на объекте культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, не в соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ПО "Возрождение" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.08.2022 по делу N 28/06/105-2667/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 августа 2022 г. N 28/06/105-2667/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022