Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "НТА-ГРУПП" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская городская детская больница N7" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822005527 "Поставка системы ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети",
УСТАНОВИЛА:
11.08.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "НТАГРУПП" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская городская детская больница N7" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822005527 "Поставка системы ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о проведении закупки не соответствует нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя, присутствующие на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Заказчика не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий на рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
04.08.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ "Саратовская городская детская больница N7".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 725 366,67 рублей.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включены излишние требования о наличии "Доплеровского/карандашного" датчика в системе ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети, что ориентированно на поставку товара конкретного поставщика и производителя-АО "НПО "Сканер".
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 10 июля 2019 года N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории российской федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ" (далееПостановление Правительства N878) установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлено:
"Условие допуска: Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 Установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих. из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ограничение допуска:Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, определение характеристик товара относится к компетенции Заказчика.
В описании объекта закупки Заказчиком установлены характеристики товара, требуемого к поставке в соответствии с позицией КТРУ 26.60.12.132-00000033: Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети.
Заказчиком установлена характеристика товара "Тип датчика", для которой указано значение:
"Секторный фазированый
Конвексный
Линейный
Микроконвексный
Допплеровский / карандашный".
Согласно доводам заявителя, в Реестре радиоэлектронной продукции, помимо ультразвуковых аппаратов производства АО "НПО "Сканер" содержится информация об ультразвуковых аппаратах АО "НИПК "Электрон". Вместе с тем, требование о наличии "Допплеровского/карандашного" датчика в описании объекта закупки ограничивает возможность поставки аппаратов УЗИ производства АО "НИПК "Электрон". При установлении ограничений по Постановлению Правительства N878, совокупности требований Технического задания будут соответствовать товары, только произведенные на территориях государств - членов
Евразийского экономического союза. Вместе с тем, аппараты УЗИ производства АО
"НИПК "Электрон" не соответствуют по позиции - наличие "Допплеровского/карандашного" датчика. Следовательно, в Извещении установлены требования, которым соответствует только аппараты одного конкретного Поставщика и Производителя, а именно на АО "НПО "Сканер".
Согласно пояснениям Уполномоченного учреждения и Заказчика, карандашный датчик необходим для регистрации высокоскоростных потоков крови при исследованиях в кардиологии и ангиологии. Он обладает большей чувствительностью для регистрации пороков развития клапанов сердца и нарушений физиологичности кровотока (для определения скоростей регургитации) у детей, а также для транскраниальных исследований для четкой оценки скорости кровотока в передней и задней ветвях мозговых артерий.
Принципиальное значение наличие карандашного датчика имеет для исследований сосудов у пациентов с плохим акустическим окном, а также имеющих анатомические особенности. Наличие этого датчика имеет большое значение у новорожденных детей, сроком от 3х-4х недель, особенно с дефицитом веса, так как у них часто крайне узкие межреберья, которые часто не дают возможности получить полноценный допплеровский спектр для диагностики состояния сердца.
Дополнительно, карандашный датчик применяется в эхосинусоскопии для диагностики наличия эксудата или иного патологического содержимого в придаточных носовых пазухах. Проведение эхосинусоскопии карандашным датчиком позволяет диагностировать воспаление без необходимости проведения рентгенографии, что особенно важно у детей и подростков.
Соответственно, наличие такого датчика, имеющего большую чувствительность, чем стандартные визуализирующие датчики, и расширяющего диагностические возможности оборудования, что позволят выполнять необходимые исследования у большего числа пациентов. Учитывая профиль деятельности Заказчика, данный датчик необходим для проведения исследований пациентов.
Кроме того, описание объекта закупки составлено в полном соответствии с позицией КТРУ 26.60.12.132-00000033 без применения каких-либо дополнительных характеристик.
Описанию объекта закупки соответствуют модели не менее чем трех производителей:
Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 65-М" по ТУ
26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями;
Аппарат ультразвуковой диагностический с принадлежностями, вариант исполнения :S20 Exp, Китай (РУ от 18.02.2021N ФСЗ 2012/11830);
Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети ACUSON NX3 Elite с принадлежностями. Регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 29.07.2020 г. NРЗН 2019/8263. Производитель: "Сименс Медикал Солюшенс США, Инк." Соединенные Штаты Америки.
Изложенное подтверждается заявками участников закупки, предложивших к поставке все три модели УЗИ-аппаратов.
Согласно письму Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России от 29.03.2022 N 24-06-06/25188 позиции каталога по медицинским изделиям формируются на основании номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, соответствующей рабочей группой Экспертного совета по формированию и ведению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20.07.2017 N 542, с участием представителей отраслевых федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минздрава России, Росздравнадзора, ФАС России), органов власти субъектов Российской Федерации, ведущих врачей и специалистов в соответствующей области, научно-исследовательских организаций. С учетом изложенного в рамках проводимой работы при формировании в каталоге описания медицинских изделий рабочей группой исследуется значимость функциональных, технических, качественных характеристик в зависимости от клинических показаний и оказываемого терапевтического эффекта, одновременно не приводящих к ограничению конкуренции.
В Письме от 06.10.2020 N АК/86629/20 ФАС России выразила свою позицию по вопросу обязанности Заказчиком применять характеристики КТРУ даже в случае, если совокупности указанных в нем характеристик отвечает товар одного производителя.
Указание Заказчиком характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Исходя из пояснений Заказчика, описание объекта закупки сформировано в соответствии с его потребностями, с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Достоверных и допустимых доказательств совершения Заказчиком действий по ограничению конкуренции при проведении рассматриваемого Аукциона Заявителем на заседание Комиссии Саратовского УФАС России не представлено.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "НТА-ГРУПП" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская городская детская больница N7" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000822005527 "Поставка системы ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 17 августа 2022 г. N 064/06/33-741/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022