Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
1. Кошманов П.Э. - заместитель руководителя, председатель Комиссии;
2. Шалкина Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;
3. Ефанова К.А. -специалист 1 разряда отдела контроля закупок, член
Комиссии;
в присутствии:
Ктоян Д.В. - представителя ЗАО "ОБЛКАРЬЕРСТРОЙ"
(доверенность N3 от 01.01.2021);
Козловой О.А. -председателя администрации Энгельсского муниципального района,
рассмотрев жалобу ЗАО "ОБЛКАРЬЕРСТРОЙ" на действия уполномоченного органа администрации Энгельсского муниципального района, Заказчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N 0160300003622000195 "выполнение работ по ремонту пешеходных зон и тротуаров на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области",
УСТАНОВИЛА:
17.08.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ЗАО "ОБЛКАРЬЕРСТРОЙ" на действия уполномоченного органа администрации Энгельсского муниципального района, Заказчика Комитета жилищнокоммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона N0160300003622000195 "выполнение работ по ремонту пешеходных зон и тротуаров на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) Единая комиссия незаконно отклонила его заявку по
п. 3 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Энгельсского муниципального района, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
04.08.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является Комитет жилищнокоммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 396 302,00 рублей.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика
(подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 NИЭА1 заявка N ЗАО
"ОБЛКАРЬЕРСТРОЙ" отклонена по следующим основаниям: "П. 3 ч. 12 ст. 48 ФЗ N44-ФЗ несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ N44-ФЗ.
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ N44-ФЗ, установленные в извещении об осуществлении закупки в соответствии с п. 18 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571: наличие у участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа) следующего опыта выполнения работ:
опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, заключенного и исполненного в соответствии с ФЗ N44-ФЗ, либо в соответствии с ФЗ N223-ФЗ; опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, заключенного и исполненного в соответствии с ФЗ N44-ФЗ, либо в соответствии с ФЗ N223-ФЗ; опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего
выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по
строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ должна составлять не менее 20% Н(М)ЦК.
В составе заявки Участника N1 содержится:
- Договор субподряда N 5/4-21 от 18 февраля 2021 г., заключённый с Генеральным подрядчиком ООО "А_.." со следующим предметом: "Выполнение работ на объекте "Реконструкция автомобильной дороги 1Р 228 СызраньСаратов-Волгоград Строительство автомобильной дороги Р-228 Сызрань-
Саратов-Волгоград на участке км 190 - км 202 (обход железнодорожной станции
Сенная), Саратовская область", из которого следует, что Участник N 1 выполняет работы, указанные в договоре, в качестве субподрядчика;
- Акты о приёмке выполненных работ (КС-2), Справки о стоимостивыполненных работ и затрат (КС-3) в отношении представленного договора;
- Акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченногостроительством объекта: "Реконструкция автомобильной дороги 1Р 228 СызраньСаратов-Волгоград Строительство автомобильной дороги Р-228 СызраньСаратов-Волгоград на участке км 190- км 202 (обход железнодорожной станции Сенная), Саратовская область" от 9 сентября 2021 г.;
- Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 9 декабря 2021 г. N 64-000-
120-2020-ФДА/077
Представленный договор, заключён не в соответствии с ФЗ N44-ФЗ или ФЗ N223-ФЗ.
Из представленных в составе заявки документов следует, что Участник N1 в качестве субподрядчика выполнял некий комплекс строительных работ, а не реконструкцию объекта в целом.
Договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта исполнения договора строительного подряда в целях применения Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571, т.к. указанные в Постановлении документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем, предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления - Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 9 декабря 2021 г. N 64-000-120-2020-ФДА/077 выдано Федеральному казенному учреждению "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства", не являющемуся Заказчиком по представленному Участником N1 в составе заявки договору.
Документом, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному п. 18 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571, может являться исключительно контракт (договор) строительного подряда, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, где стороной выступает участник закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика
Таким образом, заявка участника закупки не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе, так как не содержит сведений о наличии у Участника N1 надлежащего опыта выполнения работ, в целях применения Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571 (п. 18 приложения)".
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пп. н п.1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования идругих материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенногоуровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно п.18 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571, участникам закупки необходимо иметь за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке (с учетом правопреемства) следующий опыт выполнения работ:
опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, заключенного и исполненного в соответствии с ФЗ N44-ФЗ, либо в соответствии с ФЗ N223-ФЗ; опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, заключенного и исполненного в соответствии с ФЗ N44-ФЗ, либо в соответствии с ФЗ N223-ФЗ; опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего
выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по
строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Согласно позиции 18 приложения к постановлению N 2571 документами, подтверждающими наличие опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также актвыполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В извещении о проведении Аукциона установлены аналогичные требования к участникам закупки.
Комиссий установлено, что в составе документов заявки N1 имеется договор субподряда N 5/4-21 от 18 февраля 2021 г., на сумму 150 890 248 рублей 00 копеек, заключённый с Генеральным подрядчиком ООО "Автотрасса" со следующим предметом: "Выполнение работ на объекте "Реконструкция автомобильной дороги 1Р 228 Сызрань-Саратов-Волгоград Строительство автомобильной дороги Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград на участке км 190 - км 202 (обход железнодорожной станции Сенная), Саратовская область", из которого следует, что ЗАО "ОБЛКАРЬЕРСТРОЙ" выполняет работы, указанные в договоре, в качестве субподрядчика.
При этом, Заказчиком работ по "Реконструкции автомобильной дороги 1Р 228
Сызрань-Саратов-Волгоград Строительство автомобильной дороги Р-228 СызраньСаратов-Волгоград на участке км 190 - км 202 (обход железнодорожной станции Сенная), Саратовская область" выступает ФКУ "Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства".
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Представитель Заявителя, не согласившись с действиями Единой комиссии по отклонению его заявки указал, что пункт 3 позиции 18 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением N 2571, не содержит запрет на предоставление исполненного договора, где участник закупки является субподрядчиком.
С доводом Заявителя нельзя согласиться, поскольку представленный победителем договор не свидетельствует о наличии у данного участника закупки опыта выполнения работ, поскольку лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работы, не может быть признано имеющим опыт реконструкции самого объекта в целом, в частности, опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, а также исполнению гарантийных обязательств по такому контракту (договору).
Данная позиция подтверждается письмами ФАС России от 11.09.2019 N МЕ/79668/19, от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, от 25.08.2021 N ПИ/71560/21, согласно которым указанные в Постановлении Правительства РФ N 99 документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем, предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановлении Правительства РФ N 99. При этом Постановление Правительства N 99, равно как и Постановление Правительства N 2571 содержат схожие требования к участникам закупки о наличиии опыта выполнения работ, в связи с чем указанные письма ФАС России возможно применить к отношениям, возникшим при применении Постановления Правительства N 2571.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2020 N 309ЭС20-15792 также указано, что лицо, выполнявшее в качестве субподрядчика отдельные этапы или виды строительных работ, не может быть признано имеющим опыт строительства самого линейного объекта в целом, в частности, опыт по сдаче и вводу в эксплуатацию объекта, а также исполнению гарантийных обязательств.
Таким образом, договор от 09.12.2021 N 64-000-120-2020-ФДА/077 на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия у него опыта реконструкции автомобильной дороги.
Следовательно, Единая комиссия обосновано отклонила заявку N1 по п. 3 ч.
12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ЗАО "ОБЛКАРЬЕРСТРОЙ" на действия уполномоченного органа администрации Энгельсского муниципального района, Заказчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района при проведении электронного аукциона NN 0160300003622000195 "выполнение работ по ремонту пешеходных зон и тротуаров на территории муниципального образования город Энгельс Энгельсского муниципального района Саратовской области необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 23 августа 2022 г. N 064/06/48-755/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022