Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): Кузьмина М.С. по доверенности, Шимкиной О.Г. по доверенности, Ватаманюк Е.В.;
ООО "Твой Дом СПб" (далее - Участник, Поставщик): Павлюченко Т.А. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20616-ЭП/22 от 11.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку бумаги для офисной техники белой для нужд Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" в 2022 году (извещение N 0372200049721000043),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.11.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники белой для нужд Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" в 2022 году (извещение N 0372200049721000043) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 865 024,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.12.2021 N 0372200049721000043-3 победителем Аукциона признано ООО "Твой Дом СПб".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Твой Дом СПб" заключен государственный контракт N 03722000497210000430001 от 24.12.2021 на сумму 865 022,45 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.7, 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 28.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Твой Дом СПб" в связи с неисполнением принятых на себя обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку бумаги для офисной техники белой для нужд Санкт-Петербургского государственного казённого учреждения "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" (далее - Товар) в установленные Контрактом.
В соответствии с п. 2.1. Контракта и Приложением N 2 к Контракту "График поставки товара" Товар должен быть поставлен в 3 (три) этапа:
1 этап исполнения Контракта - с 01.03.2022 по 31.03.2022, цена 1 этапа составляет 301 360,50 рублей 50.
2 этап исполнения Контракта - с 01.06.2022 по 30.06.2022, цена 2 этапа составляет 301 360,50 рублей.
3 этап исполнения Контракта - с 01.09.2022 по 30.09.2022, цена 3 этапа составляет 262 301,45 рублей.
Заказчиком было получено информационное письмо от ООО "Твой Дом СПб" от 11.03.2022 N 25 с уведомлением "о наступлении обстоятельств непреодолимой силы" в связи с ростом стоимости пачки бумаги более, чем на 80% и предложением расторжения Контракта по взаимному согласию сторон.
Учитывая сложившуюся ситуацию и неотпавшую для Заказчика необходимость поставки Товара, Участнику было предложено воспользоваться п. 12 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, изменив сроки исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения Контракта в рамках срока исполнения Контракта, предусмотренного при его заключении. Было заключено и зарегистрировано в ЕИС дополнительное соглашение N 1 от 30.03.2022 с изменением сроков 1 этапа поставки, а именно:
- 1 этап исполнения Контракта - с 01.03.2022 по 30.04.2022, цена первого этапа составляет 301 360,50 рублей.
Однако, по истечении срока 1 этапа исполнения Контракта (30.04.2022) поставка Товара не была осуществлена. Участнику была направлена претензия от 03.06.2022 N 1619-и с требованием исполнить обязательства по Контракту и оплатить пени за просрочку исполнения обязательства по 1 этапу исполнения Контракта в размере 4 630,90 рублей. Ответа от Участника не поступило.
Неоднократно проводились телефонные переговоры с контактными лицами ООО "Твой Дом СПб" Веретенниковым А., Павлюченко Т. по телефону: +7 (812) 244-92-52, +7 (903) 094-91-10 по вопросу исполнения обязательств по Контракту.
По истечении срока 2 этапа исполнения Контракта (30.06.2022) поставка была осуществлена Участником. Участнику была направлена претензия от 05.07.2022 N б/н с требованием исполнить обязательства по Контракту и оплатить пени за просрочку исполнения обязательства по 2 этапу исполнения Контракта в размере 3 601,26 рублей.
В ответ от Участника было получено письмо от 07.07.2022 N 418 с просьбой списать начисленные пени.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства Заказчик сделал вывод о том, что Участник отказывается исполнять условия Контракта, поставка не будет осуществлена в определенные Контрактом сроки, ввиду чего принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.07.2022 Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Твой Дом СПб" планировало исполнить Контракт в полном объеме в регламентированный срок. Исполнение данного Контракта являлось обычной хозяйственной деятельностью, так как начиная с 2021 года Участником было успешно выиграно и исполнено более 150 государственных контрактов в срок, без штрафов и пени.
Для исполнения взятых на себя обязательств ООО "Твой Дом СПб" была проведена работа по формированию стабильных каналов поставки с двух заводов: НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус" и ООО "Монди Сыктывкарский ЛПК" через официальных дистрибьюторов: Комус, Формат, Финсиб, Европапир, Фарм.
По словам представителя Участника, работа была построена таким образом, что изменения цен происходили в плановом режиме, ООО "Твой Дом СПб" могло их предвидеть на дистанции до полугода. Изменение цен не было существенным, не влияло на исполнение контрактов.
В феврале 2022 года Участник столкнулся с дефицитом офисных бумаг марок А и В, поэтому исполнение контрактов не всегда было возможно в начале регламентированного срока. В связи с этим, был разработан график поставок таким образом, чтобы исполнить все государственные контракты в регламентированный срок.
Начиная с марта 2022 года произошел резкий скачок цен на офисную бумагу всех марок, временно ООО "Твой Дом СПб" не могло приобрести бумагу марок В и А. Цена на бумагу марки С доходила до 800 рублей за пачку. Данная ситуация связана с тем, что в адрес крупнейшего производителя офисной бумаги на территории Российской Федерации НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус" финская компания Kemira остановила поставки отбеливателя, что в свою очередь вызвало дефицит на рынке офисной бумаги. Офисная бумага не российского производства, в том числе Австрийская полностью отсутствует в продаже, что связано с приостановкой поставок продукции из Европы.
В марте 2022 года ООО "Твой Дом СПб" направило запрос в Торгово-промышленную палату о выдаче заключения о наступлении форс-мажора. Был получен ответ, что Торгово-промышленная палата приостановила рассмотрение и выдачу заключений на неопределенный срок.
В адрес Заказчика ООО "Твой Дом СПб" неоднократно обращалось соответствующими письмами: о форс-мажоре, с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, с просьбой пересмотреть решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
До заключения Контракта и исполнения обязательств по нему Участник не мог предвидеть изменения в международной политической обстановке и применения в отношении России санкций, что повлекло невозможность поставки Товара, требуемого Заказчику.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ООО "Твой Дом СПб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Твой Дом СПб" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Твой Дом СПб" (ИНН: 7805626019) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.