Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): Феоктистова Д.Ю. по доверенности, Карпова С.Г. по доверенности, Княжевой А.В. по доверенности;
ИП Венгура Арена Валерьевича (далее - Участник): Венгура А.В. лично,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20615-ЭП/22 от 11.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку рамок для документов (извещение N 0172200006722000032),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.05.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку рамок для документов (извещение N 0172200006722000032) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 34 650,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Венгура А.В. предложивший цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 56,3 %.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Венгура А.В. заключен государственный контракт N 53-349-22 от 16.06.2022 на сумму 15 126,65 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.6, 4.4.7, 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Венгура А.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку рамок для документов (далее - Товар) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты заключения Контракта, в один этап (п. 2.2 Контракта).
Пунктом 4.1.1 контракта установлена обязанность Участника осуществить доставку, погрузочно-разгрузочные работы Товара по наименованию, количеству и по цене в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно Акту экспертизы N 1 от 04.07.2022 Товар был поставлен Участником, не соответствующий условиям Контракта, о чем Заказчик уведомил Участника письмом от 05.07.2022 N 2-329/22 с предложением устранить нарушение в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента уведомления и вывезти Товар, не соответствующий условиям Контракта.
В рамках реализации Контракта 18.07.2022 Участником повторно была осуществлена поставка Товара, не соответствующего условиям Контракта. В нарушение п. 5.9 Контракта, а также положений ГОСТа 17527-2020 "Межгосударственный стандарт. Упаковка. Термины и определения" не соблюдены условия поставки Товара, которые привели к ухудшению качества поставляемого Товара, о чем Заказчик уведомил Участника письмом от 20.07.2022 N 2-329/22-1.
В соответствии с п.п. 4.4.6, 4.4.7, 9.2 Контракта в случае поставки Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок и (или) неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки Товара, Заказчик вправе полностью или частично отказаться от исполнения Контракта, а также принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
Статьей 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
В связи с вышеизложенным, на основании п.п. 1 и 2 ст. 523 ГК РФ и ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.07.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Венгура А.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что 20.07.2022 Заказчик прислал в адрес ИП Венгура А.В. претензию со следующей мотивацией:
- Упаковка Товара не является упаковкой завода-изготовителя и не соответствует ГОСТ 17627-2020.
- На упаковке транспортной компании указан артикул 1017-3031-6 и он не соответствует характеристикам, указанным в Контракте.
Да данную претензию Участником был предоставлен ответ, в котором ИП Венгура А.В. сообщил, что указанный ГОСТ не регламентирует упаковку поставленного товара, а также просил указать в чем несоответствие по упаковке, тем более, что Товар приехал целый и неповрежденный.
Также представитель Участника сообщил, что в техническом задании и заявке ИП Венгура А.В. не указывались артикулы, поэтому соответствие товара по артикулу определять нецелесообразно, тем более, что у разных производителей под разными артикулами могут быть различные товары.
Для подтверждения информации по артикулу ИП Венгура А.В. запросил официальный ответ от производителя, у которого заказывал Товар.
ИП Венгура А.В. забрал Товар, и произвел его уже у себя на производстве из багета другого тона, также имеющего цвет "синий мрамор с позолотой". Товар упаковали, промаркировали, доставили Заказчику.
В ответ на поставку ИП Венгура А.В. получил еще одну претензию от Заказчика. Заказчик мотивировал отказ от приемки тем, что ему не нравится маркировка Товара в части указания производителя. Доводы о том, что ИП Венгура А.В. маркирует рамки так, как считает нужным и может указывать любое незарегистрированное фирменное наименование Заказчика не устроили.
Далее Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Венгура А.В. в реестр недобросовестных поставщиков, считает, что был поставлен Товар, соответствующий условиям Контракта.
Вместе с тем, подписав Контракт, Участник согласился с его условиями. Однако из представленных Заказчиком и Участником документов следует, что ИП Венгура А.В. не выполнил обязательства по Контракту надлежащим образом в полном объеме и не устранил нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Решения в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Участника о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское Законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Венгура Арена Валерьевича, ИНН: 324109415330, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Венгура Арена Валерьевича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.08.22 |
15.08.22 |
11.08.22 |
0 |
11.08.22 |
18.08.22 |
17.08.22 |
0 |
22.08.22 |
22.08.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 августа 2022 г. N РНП-78-1014/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022