Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): Корниловой О.Н. по доверенности, Тишинской А.В. по довереенности;
ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ" (далее - Участник, Исполнитель): Уткиной А.В. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20839-ЭП/22 от 15.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту пола в помещении спортивного зала (пом.N 12, 15, 19 - 1 этаж) в ГБДОУ детский сад N 85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Димитрова, дом 4, корпус 2, литер А (извещение N 0372200042822000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту пола в помещении спортивного зала (пом.N 12, 15, 19 - 1 этаж) в ГБДОУ детский сад N 85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, ул. Димитрова, дом 4, корпус 2, литер А (извещение N 0372200042822000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 357 530,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.06.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ" заключен государственный контракт N 0372200042822000003-1 от 11.07.2022 на сумму 357 530,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по текущему ремонту пола в помещении спортивного зала (пом. N 12, 15, 19 - 1 этаж) в ГБДОУ детский сад N 85 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Димитрова, дом 4, корпус 2, литер А (далее - Объект) в установленные Контрактом сроки.
Согласно п. 2.1. Контракта начало выполнение работ: с момента подписания Заказчиком и Подрядчиком акта передачи объекта (с указанием показаний счетчиков энерго-, водо-, теплоресурсов) для выполнения работ (далее - Акт).
Заказчик не позднее 1 (одного) календарного дня до момента передачи объекта извещает Подрядчика о дате, времени и месте передачи объекта для выполнения работ.
Заказчик выполнил свое обязательство по извещению Участника о передаче объекта в работу посредством личного звонка и путем направления в адрес Участника уведомлений о необходимости явки для принятия Объекта в работу на 14.07.2022 и повторно в связи с неявкой 14.07.2022 на 18.07.2022 (уведомления от 13.07.2022, от 15.07.2022).
Однако по состоянию на 21.07.2022 Участник не явился к Заказчику для принятия Объекта в работу, и, как следствие, к выполнению Работ по Контракту не преступил.
Факт нарушения Участником обязательства по выполнению Работ по Контракту так же подтверждается актом о нарушении срока принятия Объекта в работу от 18.07.2022, составленным Заказчиком и представителем СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга", осуществляющим технический надзор за выполнением Работ по Контракту в соответствии с п. 4.1.2. Контракта.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ если Подрядчик своевременно не приступает к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещение убытков.
Таким образом, Участник не принял Объект для выполнения работ в предусмотренный условиями Контракта срок, что является основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательств по Контракту.
Учитывая вышеизложенное на основании п. 7.5. Контракта, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.07.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта является недействительной сделкой, поскольку основания для такого отказа отсутствовали.
Согласно ч. 8 ст. 3 Закона о контрактной системе государственный (муниципальный) контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами.
При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.
В силу ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. ч. 8 - 26 ст. 95 Закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Право Заказчика на односторонний отказ от исполнения спорного контракта предусмотрено п. 7.5 Контракта.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (п. 3 ст. 307, п. 4 ст. 450.1 ГК РФ).
В обоснование Решения Заказчик, руководствуясь ч.ч. 2, 3 ст. 715 ГК РФ, ссылался на неявку Участника для приемки Объекта в работу, что делало явно невозможным окончание Работ к сроку, установленному Контрактом.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Между тем, Участник неоднократно уведомлял Заказчика о необходимости внесения изменений в Смету Заказчика (Приложение N1 к Контракту) - дополнительного согласования позиции "Линолеум спортивный гетерогенный: "ТАРКЕТТ OMNISPORTS EXCEL" (толщина 8,3 мм, толщина защитного слоя 0,8 мм, пож. безопасность Г1, В2, РП1, Д2, Т2)" в связи со следующим.
12.07.2022 письмом исх. N 14 от 12.07.2022 Участник направил в Компанию Tarkett запрос на поставку Товара, которым просило сообщить о возможности поставки спортивного напольного покрытия OMNISPORTS R83 в город Санкт-Петербург.
13.07.2022 Участником был получен ответ на запрос N 14 от 12.07.2022 от АО "ТАРКЕТТ РУС", в котором было сообщено, что спортивные ПВХ-покрытия коллекции OMNISPORTS R83 производства завода Таркетт Винисин г. Калуш (Украина) временно не поставляются.
В связи с вышеизложенной ситуацией Участник неоднократно направлял в адрес Заказчика письма с просьбой внести изменения в смету (письмо исх. N 4 от 11.07.2022, письма от 14.07.2022).
Однако, Заказчик не согласовал изменений в смету и принял решение об одностороннем расторжении контракта.
Участник в установленный Законом о контрактной системе десятидневный срок, направил Заказчику Уведомление об устранении оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта от 25.07.2022, а также подписанный ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ" акт передачи объекта в работу.
Представитель Участника полагает, что при таких обстоятельствах Заказчик обязан был отменить не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Однако, Заказчиком этого не было сделано.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Участник на заседание Комиссии УФАС не представил достаточных доказательств добросовестного поведения при исполнении Контракта, Объект в Работу не принял, обязательства, предусмотренные Контрактом, не исполнил, а также не предпринял всех возможных действий для исполнения Контракта, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ".
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов, ввиду чего представитель Заказчика настаивал на включении ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ" (194356, г. Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 132, к. 1, пом. 5Н), ИНН: 7802546510; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Славная Татьяна Петровна, ИНН: 780225595780, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ РЕСУРСНАЯ КОМПАНИЯ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.08.22 |
17.08.22 |
15.08.22 |
0 |
15.08.22 |
22.08.22 |
18.08.22 |
0 |
23.08.22 |
23.08.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 августа 2022 г. N РНП-78-1022/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022