Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Академия танца Бориса Эйфмана" (далее - Заказчик): Середа О.М. по доверенности, Крюковской А.А. по доверенности;
ИП Рамонене Инны Александровны (далее - Участник, Поставщик): Ксензова А.В. по доверенности, Рамониса Э.Г. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20835-ЭП/22 от 15.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку комплектующих изделий для системы вентиляции в 2022 году (извещение N 0372200280322000004),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплектующих изделий для системы вентиляции в 2022 году (извещение N 0372200280322000004) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 296 724,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Рамонене И.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Рамонене И.А. заключен государственный контракт N 0372200280322000004 от 28.03.2022 на сумму 732 649,06 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.5 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
9.5.1. Поставки Товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
9.5.2. Неоднократного нарушения сроков поставки Товаров.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 01.08.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Рамонене И.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку комплектующих изделий для системы вентиляции (далее - Товар) не позднее 30 (тридцати) рабочих дней после заключения Контракта (п. 2.1 Контракта).
Установленный контрактом срок истек 13.05.2022. По состоянию на 13.05.2022 Товар Участником поставлен не был.
Заказчиком в адрес Участника было направлено письмо от 26.05.2022 N 526 о нарушении сроков поставки с указанием на факт нарушения Участником условий заключенного Контракта и предложением сообщить о сроке поставки.
31.05.2022 Заказчиком на электронную почту получено письмо Участника от 31.05.2022 N ИП-019 с информацией о том, что ситуация с поставкой фильтрующих материалов изменилась, а именно, цены на некоторые товары выросли в 2,5-3 раза, возможность их поставки ограничена. а так как в спецификации к Контракту указаны фильтры, изготавливаемые из фильтровального материала иностранного производства, то исполнение Контракта оказалось невозможным. Также в данном письме содержались предложения о поставке только части Товара, предусмотренного Контрактом, и о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Довод о том, что исполнение Участником Контракта оказалось невозможным ввиду ограничения поставки фильтрующих материалов, не нашел подтверждения у Заказчика.
Заказчиком получен 21.06.2022 ответ на запрос в ООО "НПП "Фолтер", являющееся изготовителем фильтрующих элементов, о возможности изготовления и поставки фильтрующих элементов с необходимыми техническими характеристиками и в требуемом количестве, установленными Заказчиком при проведении электронного аукциона. Согласно полученной информации материал для изготовления вышеуказанного товара в наличии, а также имеется возможность его приобретения в кратчайшие сроки.
Учитывая отсутствие объективных причин для неисполнения Контракта, а также доказательств невозможности поставки Товара в соответствии с условиями Контракта, письмом от 23.06.2022 N 603 Участнику было предложено осуществить поставку в ближайшее время и сообщить о принятом решении в срок не позднее 01.07.2022.
Участник в своем письме N ИП-026 от 20.07.2022 сообщил том, что он также обратился к производителю ООО "НПП "Фолтер" и получил 07.07.2022 ответ об отсутствии требуемого материала и невозможности его закупки на дату подготовки ответа (июль 2022 года).
В соответствии с ч. 3. ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
По словам представителя Заказчика, такие обстоятельства, как повышение цен на некоторые товары настоящее время к обстоятельствам непреодолимой силы не отнесены, а являются лишь предпринимательскими рисками Участника.
Кроме того, согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона о контрактной системе допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2023, если при его исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Заключение соответствующего соглашения к Контракту возможно исключительно по решению органов государственно власти соответствующего уровня. В настоящее время механизм принятия решения Правительством Санкт-Петербурга в части изменения существенных условий контракта, за исключением контрактов в сфере здравоохранения и в сфере социального питания, отсутствует.
На основании вышеизложенного Заказчик пришел к выводу, что у Участника отсутствовали основания для неисполнения Контракта или изменения его условий.
По состоянию на 01.08.2022 Товар Заказчику не поставлен, условия Контракта Участником не исполнены, ввиду чего Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ввиду невозможности поставки позиций N 3 и N 4 по причине иностранного происхождения фильтрующего материала (композит с огнеупорной пропиткой 80% целлюлоза, 20% полиэстер), в адрес Заказчика было направлено письмо N ИП-019 от 31.05.2022 с просьбой согласовать частичное исполнении Контракта в рамках позиций, указанных в приложении к письму N ИП-019 от 31.05.2022.
25.05.2022 ИП Рамонене И.А. посредством электронной почты было отправлено письмо на согласование замены материала на "Спанлэйс". Данный материал также не был согласован Заказчиком, при том, что "Спанлэйс" изготавливается из 80% вискозы (что, по сути, является целлюлозой) и 20% полиэстера (достаточно пропитать данный материал огнезащитной пропиткой и получится тоже самое, что требуется согласно технического задания).
В ответ на письмо N ИП-019 от 31.05.2022 от Заказчика поступило письмо N 603 от 23.06.2022 о возможности изготовления данных позиций производителем ООО "ПИП "Фолтер", а также предупреждение об одностороннем расторжении контракта.
ИП Рамонене И.А. также обратилась к производителю ООО "НПП "Фолтер" желая решить ситуацию с поставкой вышеуказанных позиций. Но ООО "НПП "Фолтер" также сообщило о невозможности изготовления данных позиций.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ИП Рамонене И.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Рамонене И.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Рамонене Инны Александровны (ИНН: 246601510209) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 августа 2022 г. N РНП-78-1024/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022