Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "ЦХИСО ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Гранит-М-СПб" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20751-ЭП/22 от 12.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию противотаранных устройств, установленных на объектах ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2022 году (извещение N 0872100001022000032),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию противотаранных устройств, установленных на объектах ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2022 году (извещение N 0872100001022000032) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 491 700,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.04.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Гранит-М-СПб".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Гранит-М-СПб" заключен государственный контракт N 0872100001022000032 от 26.04.2022. Максимальное значение цены контракта - 1 491 700,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 3.1.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (п. 7.8 Контракта).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.07.2022 ООО "Гранит-М-СПб" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
Согласно п. 1.1 Контракта Исполнитель по заданию Заказчика выполняет работы по ремонту и техническому обслуживанию (далее - Работы) противотаранных устройств (далее также - Оборудование), установленных на объектах ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 2022 году (далее - Объект), а Заказчик принимает и оплачивает работы в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом. Работы выполняются по заявкам Заказчика.
31.05.2022 Исполнителем в адрес Заказчика были направлены Заключения с результатами осмотра и рекомендациями на проведение необходимых ремонтных работ на согласование с Заказчиком.
02.06.2022 Исполнителем получено письмо с исх. N 23/5135 "О согласовании работ" согласно которому Заказчиком были согласованы исключительно ремонтные работы без проведения обязательного технического обслуживания оборудования, которое в свою очередь регламентировано требованиями производителя оборудования.
08.06.2022 Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 01/06Ю в котором подробно со ссылками на руководства по эксплуатации оборудования объяснял Заказчику причины необходимости проведения технического обслуживания оборудования. Кроме того, в вышеуказанном письме Исполнитель просил Заказчика дать письменное обоснование причин исключения обязательных к выполнению работ, указанных в Заключениях.
20.06.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя было направлено письмо с исх. N 23/5697 в котором отсутствовали обоснования причин исключения обязательных к выполнению работ. Кроме того, Заказчик указывал на односторонне изменение предмета Контракта, исключая из его предмета техническое обслуживание.
21.06.2022 письмом с исх. N 02/06Ю Исполнитель указал Заказчику на его злоупотребление правом, игнорирование мотивированных уведомлений о необходимости проведения работ в соответствии с требованиями производителя, и принуждение Исполнителя выполнить работы, которые противоречат требованиям производителя, что является нарушением п. 3.4.13 Контракта.
Вышеуказанным письмом Исполнитель повторно предупредил Заказчика о возможных неблагоприятных для него последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы, и реализовал свое право на приостановку работ до получения от Заказчика указаний с учетом ранее направленных писем.
06.07.2022 Исполнителем от Заказчика получено письмо с исх. N 23/6234, в котором отсутствуют указания о способе исполнения работ, соответствующих п. 3.4.13 Контракта.
По смыслу п. 3 ст. 716 Гражданского кодекса РФ указания заказчика, которые даются в ответ на предупреждение подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 указанной нормы, должны быть направлены на принятие мер к устранению обстоятельств, препятствующих исполнению договора, а не на его расторжение.
Вместе с тем Заказчиком действия по устранению обстоятельств, послуживших основанием для приостановления работ, не осуществлялись, бездействия Заказчика являются препятствием для возобновления работ по Контракту.
Указания Заказчика о порядке выполнения работ не позволяют Исполнителю достигнуть результата при выполнении работ, и делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, и как следствие налагают на Исполнителя ответственность за ненадлежащее качество работ (ст. 723 ГК РФ).
В связи с чем, Исполнитель, руководствуясь положениями пп. 7.4, 7.6.3, 7.8. Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 3 ст. 716 Гражданского кодекса ГК РФ реализовал свое право на отказ от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.07.2022.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия ООО " Гранит-М-СПб" Решения, Заказчиком устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 11.08.2022.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Условиями Контракта установлен срок проведения работ по ремонту вышеуказанного оборудования, который не может превышать 30 дней с момента согласования объема работ, указанных в заключении о техническом состоянии противотаранного устройства (пп. 3.4.20 Контракта).
Алгоритм проведения работ установлен п. 3.4.19. Контракта, а именно при поступлении заявки на ремонт Исполнитель осуществляет выезд на объект Заказчика, указанный в заявке, в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения заявки производит обследование оборудования и составляет Заключение о техническом состоянии противотаранного устройства (Приложение N 5 к Контракту). После чего указанное заключение Исполнитель, в течении 1 рабочего дня предоставляет Заказчику для согласования объема работ, запасных частей и расходных материалов, необходимых для ремонта. При согласовании перечня работ запасных частей и расходных материалов, необходимых для ремонта, с Заказчиком Исполнитель приступает к работе.
02.06.2022 Заказчик, на основании заключений о техническом состоянии противотаранных устройств от 31.05.2022, были согласованы работы по заявкам N 1,2,3,4,5 от 30.05.2022 и направлены Исполнителю по электронной почте на адреса, указанные в реквизитах Контракта.
В письме о согласовании работ от 02.06.2022 исх. N 23/5155 Заказчиком были согласованы виды работы, указанные в заключениях о техническом состоянии, кроме работ по полной покраске противотаранных устройств и технического обслуживания противотаранных устройств в количестве 5 шт.
Получив указанное согласование, Исполнитель к выполнению работ не преступил, мотивируя это тем, что при проведении ремонтных работ необходимо проведение технического обслуживания.
С данным доводом Заказчик не мог согласиться, так как в соответствии с условиями Контракта работы выполняются по заявкам исходя из потребности Заказчика в работах. Таким образом. Заказчик самостоятельно определяет объем требуемых к выполнению работ, а в случае выявления Исполнителем необходимости в выполнении дополнительных работ, порядок их выполнения регулируется п. 3.4.19 Контракта.
В паспортах противотаранных устройств установлены требования к эксплуатации. Несмотря на то, что эксплуатация противотаранных устройств без проведения своевременного технического обслуживания запрещена, право Заказчика на выполнение работ по техническому обслуживанию у других организаций не ограничена.
Кроме того, после выполнения ремонтных работ, Заказчик имел возможность, согласно условиям Контракта, направить дополнительную заявку на проведение работ по техническому обслуживанию, так как предмет Контракта подразумевает выполнение работ Исполнителем как по ремонту, так и по техническому обслуживанию. В таблице N 3 Приложения N 2 к Контракту определена цена технического обслуживания противотаранного устройства.
Учитывая добросовестное исполнение Заказчиком своих обязательств по Контракту, действия Исполнителя по принятию решения о расторжении Контракта в одностороннем порядке противоречат ст. 95 Закона о контрактной системе, так как Исполнитель вправе принять соответствующее решение по основания по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Действия Заказчика при исполнении Контракта не содержали в себе нарушений, не позволяющих Исполнителю исполнить свои обязательства в рамках Контракта.
Расторгнув Контракт в одностороннем порядке, действия Исполнителя приводят к невозможности обеспечения надлежащего функционирования противотаранных устройств на объектах ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, что ведет к нарушению инженерно-технической укрепленности и поддержания уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств в соответствии с приказом МВД России от 31.12.2014 N 1152 "Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств" и невозможности организации обеспечения несения службы сотрудников органов внутренних дел, связанной с организацией безопасности граждан, связи с чем Заказчик настаивал на включении ООО "Гранит-М-СПб" в реестр недобросовестных поставщиков.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении Аукциона и в аукционной документации, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Гранит-М-СПб", (194100, город Санкт-Петербург, Кантемировская улица, дом 12, литер А, пом. 20-Н офис 7) ИНН: 7802638810; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Осокин Алексей Сергеевич, ИНН: 780400932978; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Гранит-М-СПб" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.08.22 |
15.08.22 |
12.08.22 |
0 |
12.08.22 |
19.08.22 |
18.08.22 |
0 |
23.08.22 |
23.08.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 августа 2022 г. N РНП-78-1018/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022