Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница Святого Великомученика Георгия" (далее - Заказчик): Санниковой Н.А. по доверенности, Афончинкова В.С. по доверенности;
ИП Точилина Виталия Александровича (далее - Участник): Филимонова Д.А. по доверенности, Точилина В.А лично,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20833-ЭП/22 от 15.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку увлажнителей и масок лицевых (извещение N 0372200258522000185),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку увлажнителей и масок лицевых (извещение N 0372200258522000185) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 999 900,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Точилин В.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Точилиным В.А. заключен государственный контракт N 301/ОГЗ от 26.05.2022 с максимальным значением цены контракта 4 999 900,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 10.3, 10.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Точилиным В.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку увлажнителей и масок лицевых (далее - Товар) отдельными партиями, в течение 5 рабочих дней с даты направления Заказчиком любым доступным ему способом (электронной почтой, факсом) в адрес Участника письменной заявки с указанием наименования и количества Товара (п. 3.2 Контракта).
В адрес Участника была направлена заявка от 07.06.2022. При осуществлении приемки Товара, поставленного по счету-фактуре N 57 от 09.06.2022, комиссией Заказчика были выявлены несоответствия Товара, которые были указаны в акте выявленных несоответствий от 15.06.2022.
В этой связи Заказчиком была направлена претензия (исх. N 652 от 23.06.2022) с указанием срока для устранения недостатков, указанных в акте выявленных несоответствий.
Частично товар был поставлен 29.06.2022 по счет-фактуре N 57 (исправление N 2 от 29.06.2022).
Однако по состоянию на 11.07.2022 Товар в полном объеме не был поставлен Участником.
В связи с вышеизложенным, ввиду неисполнения Участником своих обязательств по Контракту в полном объеме, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 10.3 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.08.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Точилиным В.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 13.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с Решением Заказчика по следующим основаниям:
При осуществлении приемки Товара, поставляемого по Контракту, комиссией Заказчика были выявлены следующие несоответствия:
1. Фактическое значение объема мертвого пространства маски лицевой аппарата постоянного/двухфазного положительного давления в дыхательных путях многоразового использования, отличается от значения, указанного в спецификации к Контракту.
По данному поводу Участником было направлено обращение в адрес Заказчика с просьбой рассмотреть заключение Дополнительного соглашения на поставку Товара с улучшенными характеристиками, а именно масок лицевых с улучшениями в параметре объема мертвого пространства.
2. Эластичные крепления маски не имеют поворотных зажимов, что не соответствует спецификации.
С данным доводом Участник не согласился. На приемке Товара Участником было продемонстрировано комиссии Заказчика, что эластичные крепления маски лицевой аппарата постоянного/двухфазного положительного давления в дыхательных путях многоразового использования имеют свободную консоль, которая поворачивается и отгибается. Эластичные крепления масок лицевого аппарата постоянного/двухфазного положительного давления в дыхательных путях многоразового использования, полностью соответствуют своей функции быстрого снятия маски.
На основании изложенного Участник пришел к выводу, что поставленный Товар является соответствующим всем требованиям, прописанным в Спецификации к Контракту.
В связи с этим, Участник повторно просил Заказчика заключить дополнительное соглашение, а также отменить Решение об одностороннем расторжении контракта.
20.07.2022 Участником был получен ответ Заказчика, в котором последний указал на то, что техническое задание было составлено с учетом потребности клинических специалистов и касаемо объема мертвого пространства масок, что Заказчик стремится увеличить объем мертвого пространства, что означает, что несмотря на то, что предложенная Участником продукция имеет улучшенные характеристики, она не соответствует потребности Заказчика.
Участник полагает, что данная информация либо не соответствует действительности, либо техническое задание было составлено некорректно, поскольку согласно Приложению N 3 к Контракту (Информация о товаре), а именно п. 8 в части Показатель (характеристика) Товара указано Объем пространства, со сноской, что Минимальное мёртвое пространство обеспечивает эффективную вентиляцию пациента. Таким образом, Заказчик прямо указывает в своем Техническом задании, что чем меньше объем мертвого пространства, тем лучше и соответственно это имеет потребность для Заказчика, поскольку данная информация прописана в вышеуказанном приложении N 3 к Контракту.
Касаемо креплений масок, Заказчик указал на отсутствие поворотных зажимов, однако, по словам представителя Участника, в Техническом задании также отсутствует требование по наличию поворотных зажимов. Эластичные крепления отгибаются и поворачиваются, что никак не противоречит условиям технического задания.
Также Заказчик отметил, что маски имеют отверстия на передней поверхности для самостоятельного выдоха пациентом в окружающую среду. Данная характеристика не была указана в техническом описании. Неинвазивная масочная вентиляция в учреждении Заказчика проводится на аппаратах ИВЛ с использованием двухпатрубочных дыхательных контуров, с патрубком вдоха и патрубком выдоха, и требует обязательного выдоха по патрубку выдоха в аппарат ИВЛ. Данное замечание, по мнению Участника, не является действительным, поскольку Заказчиком не было достоверно прописано в Техническом задании - нужны маски для Неинвазивной вентиляции либо для Инвазивной. Маски для данных видов вентиляции существенно отличаются друг для друга, соответственно Заказчику было необходимо обозначить данный момент в Техническом задании, чего сделано не было. Тем временем, данный Товар никак не противоречит Техническому заданию в данной части.
Таким образом, Участник повторно просил Заказчика заключить Дополнительное соглашение, а также отменить Решение об одностороннем расторжении контракта.
Однако ответ Участника на ответ Заказчика на возражение был проигнорирован Заказчиком, но при этом Заказчик выставил требование об уплате штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) Рублей.
Участник выразил несогласие с данным Требованием ввиду того, что согласно п. 6.5. Контракта сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Точилина В.А. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку полагает, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине Заказчика.
Вместе с тем, подписав Контракт, Участник согласился с его условиями, однако, не выполнил обязательства по Контракту надлежащим образом и не устранил нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Решения в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Участника о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Точилина Виталия Александровича, ИНН: 631802918184, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Точилина Виталия Александровича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
13.08.22 |
16.08.22 |
15.08.22 |
0 |
15.08.22 |
22.08.22 |
22.08.22 |
0 |
25.08.22 |
25.08.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 августа 2022 г. N РНП-78-1025/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022