Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...>,
с участием представителя Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обслуживания Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" по доверенности от 15.04.2022 N 70 <...> (далее также - Заказчик), с участием генерального директора ООО "СК "Юпитер" <...> (далее - также Участник, Поставщик), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. от 23.08.2022 N 21562/22) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку автомобильных шин для служебного автотранспорта в рамках государственного оборонного заказа, в целях обеспечения государственной программы вооружения (ИКЗ 201781152943078110100100000580000214),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.12.2020 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку автомобильных шин для служебного автотранспорта в рамках государственного оборонного заказа, в целях обеспечения государственной программы вооружения (номер извещения 0872100001020000287) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 5 000 000,00 руб.
В соответствии с Протоколом от 16.12.2020 N0872100001020000287-0 подведения итогов электронного аукциона победителем Аукциона признано ООО "СК "Юпитер", с которым 18.12.2020 заключен государственный контракт от N 2022188200892007811529430/0872100001020000287 (далее - Контракт).
Пунктом 1.1 Контракта установлено, что Поставщик по поручению Заказчика поставляет автомобильные шины (Далее - Товар) для служебного автотранспорта подразделений ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках государственного оборонного заказа, в целях обеспечения государственной программы вооружения, а Заказчик принимает и оплачивает Товар в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта, Поставщик поставляет Товар, указанный в пункте 1.1 Контракта, по наименованию, в количестве в соответствии с техническими и функциональными характеристиками, установленными в Спецификации Товара (Приложение N 1 к Контракту), в сроки и на условиях, установленных Контрактом.
Согласно пункту 1.4 Контракта, необходимый объем Товара определить невозможно. Товар поставляется исходя из потребностей Заказчика, по заявкам Заказчика.
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что Поставка Товара осуществляется по заявкам Заказчика (Приложение N 2 Контракта), на поставку не менее 4 единиц Товара (за исключением срочных поставок-по необходимости), не чаще 10 раз в месяц в соответствии со Спецификацией Контракта (приложение N1 Контракта). Поставка Товара осуществляется в течение 3 рабочих дней с момента получения заявки, срочная поставка - в течение 4 часов с момента получения заявки. Поставка будет осуществляется с 01.01.2022 года по 30.11.2022 года.
В соответствии с пунктом 3.4 Контракта, Поставщик осуществляет поставку Товара только после согласования с Заказчиком точного времени и даты. Поставка Товара осуществляется на основании заявки, отправленной по электронной почте или посредством факсимильной связи указанной в реквизитах Поставщика. В заявке указывается наименование и количество Товара, адрес поставки. Поставка Товара должна осуществляться в течение 1 рабочего дня с момента получения заявки Поставщиком. Срочная поставка должна осуществляться в течение 4 часов, с момента получения заявки Поставщиком. В случае не соблюдения пункта 5.1.2. Контракта, срок поставки Товара, считать с момента подачи заявки Заказчиком.
Согласно пункту 4.7 Контракта, Товар считается поставленным с момента подписания уполномоченными представителями Сторон Акта приема-передачи Товара.
В ходе исполнения Контракта, Поставщиком были осуществлены 4 поставки по заявкам без нарушения сроков, количества и номенклатуры товара на общую сумму 2 995 146,00 рублей, что составило исполнение Контракта на 59,9%.
06.06.2022 Поставщик направил Заказчику письмо N 35, в котором сообщает о том, что в связи с пандемией COVID-19 в 2021 году и с экономической обстановкой в 2022 году сложившейся на территории Российской Федерации большинство заводов-производителей приостановили изготовление автомобильных шин, в результате чего ощущается острый дефицит таковых, а согласно Контракту страна происхождение автомобильных шин является Российская Федерация. В период с 2021 года по 2022 год включительно существенно поднялись цены на автомобильные шины (на 100%), что осложняет выполнение государственного контракта со стороны Поставщика. На 06.06.2022 Поставщиком было исполнено 59,9% Контракта, в связи с чем Поставщик предложил рассмотреть возможность расторгнуть государственный контракт по взаимному соглашению Сторон.
07.06.2022 Заказчик направил заявку N 5 на поставку Товара 10.06.2022.
10.06.2022 заявка N 5 исполнена не была.
05.07.2022 Заказчиком была повторно направлена заявка на поставку 08.07.2022.
08.07.2022 заявка исполнена не была.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5.3.4 Контракта, 08.08.2022 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России Поставщик сообщил, что в начале 2022 года неоднократно в устной форме и при личной встрече с представителями Заказчика предлагал сделать заявку на поставку автомобильных шин с целью закупок требуемого товара и складирования его на складе, на что Заказчик отвечал отказом. На 24.08.2022 иностранные заводы, относящиеся к недружественным странам производящие автомобильные шины на территории Российской Федерации приостановили производство. Поставщик сообщает, что в виду ограничений страны производства автомобильных шин, а также в связи с закрытием иностранных заводов, находящихся на территории Российской Федерации определенные типоразмеры автошин физически отсутствуют, в связи с чем поставка автомобильных шин невозможна.
Также в своих объяснениях Поставщик ссылается на Постановление Правительства от 21.03.2022 N 417 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изложенное выше свидетельствует об отсутствии недобросовестности в поведении Поставщика. Следовательно, отсутствуют основания для внесения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "СК "Юпитер" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу о том, что включение ООО "СК "Юпитер" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
Информацию об ООО "СК "Юпитер" (196240, Санкт-Петербург, ул. Костюшенко, д. 42, литер А, кв. 26; ИНН: 7811718853) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 августа 2022 г. N 078/10/104-1074/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022