Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Калининой А.А. - специалиста I разряда отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Министерства спорта Мурманской области - Фадеевой Ю.Н. (по доверенности);
Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Базоевой Л.В. (по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "Национальные технологии" - Тормосиной А.В. (по доверенности), Петруниной О.В. (по доверенности), Мирзоева М.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальные технологии" (далее - ООО "НТ", Общество, Заявитель) на действия Заказчика - Министерства спорта Мурманской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (реестровый номер извещения 0149200002322004525), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
11.08.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме.
Заказчик: Министерство спорта Мурманской области.
Наименование объекта закупки: Поставка и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки.
ООО "НТ" обратилось в Мурманское УФАС России с жалобой на действия Заказчика при описании объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно первому доводу жалобы, пункт 1.3. проекта контракта, в нарушение требований Закона о контрактной системе, не содержит информации о месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе, информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что в пункте 1.3. Проекта контракта указано место поставки товара следующим образом: г. Мурманск* (*конкретный адрес будет указан после определения Поставщика при заключении контракта).
При этом, согласно пункту 1.1. проекта контракта, Поставщик обязуется осуществить поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки согласно Приложениям N 1 и N 2, являющимися неотъемлемой частью Контракта (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар.
Из содержания проекта контракта следует, что контракт носит смешанный характер и по своему содержанию является договором поставки и оказания услуг по монтажу. Существенным условием договоров поставки и оказания услуг являет место поставки и место осуществления монтажа поставляемого товара.
Однако Заказчиком, в нарушение пункта 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, не указано существенное условие о месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В связи с чем, довод жалобы признается обоснованным.
Относительно доводов жалобы Заявителя в которых Общество обжалует конкретные характеристики, установленные Заказчиком в пунктах 1, 4 и 5 описания объекта закупки: "вид тафтинга Z-образный", "цвет рулона покрытия- зеленый", "готовность покрытия к нагрузке, часов - 48", "ширина, мм -
1600 и <1700", "Трехслойное противоскользящее полиуретаново-каучуковое рулонное покрытие для беговых дорожек, состоящее из двухслойного базового рулонного покрытия с верхним шероховатым полиуретаново-каучуковым слоем терракотового цвета и финишного бронирующего слоя терракотового цвета. В состав покрытия входят стыковочный и разметочный составы. Предназначается для эксплуатации на открытом воздухе", Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что по обжалуемым позициям, при описании объекта закупки Заказчиком обосновано применение характеристик, отсутствующих в ГОСТ. Таким образом, соблюдено требование пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В то же время, Комиссией Мурманского УФАС России, в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила формирования КТРУ, Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включённую в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включённую в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объёма выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 8 Правил использования КТРУ при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что извещение о закупке содержит следующие позиции КТРУ:
- Стойки волейбольные 32.30.15.110-00000002
- Ворота футбольные 32.30.15.113-00000017
- Стойка баскетбольная игровая 32.30.15.111-00000023
- Трибуна сборно-разборная 32.30.15.299-00000072.
Также извещение о закупке содержит позиции, по которым Заказчик не применил КТРУ, использовав коды ОКПД-2:
32.30.15.299 - Комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30x60 м, включающий 1100 пог. м соединительной ленты и 400 кг клея;
22.19.72.000 - Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской и клеем);
22.19.72.000 - Покрытие для площадки для баскетбола под размер площадки 28x15 м, площадки для волейбола под размер площадки 18x9 м и вспомогательных зон.
В извещении о проведении закупки указано, что объектом проводимой закупки является поставка спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, использование кода ОКПД 22.19.72.000 мотивировано тем, что единица измерения в соответствующей требованиям заказчика позиции КТРУ указана в погонных метрах, а в соответствии с приказом Минспорта РФ от 15.02.2022 N 107 позиции товара (1, 4, 5) указаны комплектом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 479 Гражданского кодекса РФ под комплектом понимается определенный набор товаров для использования его в целях, вытекающих из назначения объединяемых товаров. В то же время, приказ Минспорта РФ от 15.02.2022 N 107 не является документом, регламентирующим порядок осуществления закупок, в том числе формирование описания объекта закупки, а лишь определяет состав спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки.
В то же время, в КТРУ содержатся коды соответствующие потребности Заказчика, а именно - 22.19.72.000-00000004 "Покрытие спортивное резиновое", а также код 32.30.15.299-00000077 "Покрытие футбольное искусственное", при использовании которых, Заказчиком будет соблюден пункт 8 Правил использования КТРУ.
В связи с чем, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно не использованы код КТРУ 22.19.72.000-00000004 "Покрытие спортивное резиновое", а также код КТРУ 32.30.15.299-00000077 "Покрытие футбольное искусственное".
Таким образом, Комиссия Мурманского УФАС России усматривает в действиях Заказчика, не использовавшего Правила использования КТРУ нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Мурманского УФАС России Заявителем также был заявлен устный довод, рассмотренный в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно данному доводу, извещение об осуществлении закупки и проект контракта содержат в себе противоречащую информацию относительно срока исполнения контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Так, Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что печатная форма извещения содержит информацию о том, что срок исполнения контракта составляет 100 календарных дней с даты начала исполнения контракта. Однако в пункте 3.1 Контракта указано, что поставка товара и монтаж осуществляется по этапам в срок: 1 этап: поставка оборудования в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания контракта; 2 этап: выполнение монтажа комплекта оборудования осуществляется в течение 20 (двадцати) календарных дней после осуществления 1 этапа, что противоречит условиям извещения и является нарушением части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении закупки также указано, что начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), в соответствии с частями 2-6 статьи 22 Закона.
Частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что в открытой части ЕИС в составе извещения об аукционе размещено обоснование НМЦК, в то же время, на заседание Комиссии Мурманского УФАС России представлены, в том числе, два коммерческих предложения от ООО "Эксклюзивное пространство" и ООО "Крамбекс", содержащие неполные сведения относительно закупаемого оборудования.
В связи с чем, есть основания полагать, что действия Заказчика, относительно обоснования начальной (максимальной) цены контракта, нарушают требования части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Однако, антимонопольный орган сообщает, что вопросы, связанные с правильностью расчета начальной (максимальной) цены контракта и анализом экономической конъюнктуры рынка, не регламентируются законодательством о контрактной системе и не входят в компетенцию антимонопольного органа при осуществлении процедуры рассмотрения жалобы (проведения внеплановой проверки) в рамках полномочий, предусмотренных частью 3 статьи 99 Закона о контрактной системе. В связи с чем, в связи с наличием признаком нарушений части 3 статьи принято решение передать материалы дела в органы внутреннего финансового контроля.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальные технологии" (далее - ООО "НТ", Общество, Заявитель) на действия Заказчика - Министерства спорта Мурманской области при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплектов спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (реестровый номер извещения 0149200002322004525) частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункты 5 и 6 части 1 статьи 42, части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункты 4 и 8 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N145.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела в органы внутреннего финансового контроля.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: А.В. Неплюева
А.А. Калинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 22 августа 2022 г. N 051/06/106-487/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022