Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МБУ "Кочевское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ВВ-СТРОЙ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт сетей водоснабжения в с. Юксеево (изв. N 0856600005021000050),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856600005021000050 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт сетей водоснабжения в с. Юксеево. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
13.05.2021 г. между Заказчиком и ООО "ВВ-СТРОЙ" заключен контракт N 08566000050210000500001 на ремонт сетей водоснабжения в с. Юксеево на сумму 935 000,00 руб. (далее - Контракт).
Снижение НМЦК составило - 6,5%.
Однако, в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 24.01.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 11 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется на свой риск собственными или привлеченными силами и средствами выполнить полный комплекс работ по ремонту Ремонт сетей водоснабжения в с.Юксеево (далее по тексту Объект), а "Заказчик" в свою очередь обязуется принять работы и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.3. Место выполнения работ: Пермский край, Кочевский муниципальный округ, с.Юксеево, ул.Школьная 4а от водобашни по ул.Никулина до д.N16 .
3.1. Заказчик имеет право:
3.1.1. Осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных Подрядчиком материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика, по результатам проверок составлять акты, в случае обнаружения некачественно выполненных работ, приостанавливать работы.
3.1.2. При выявлении недостатков в работах требовать от Подрядчика:
- безвозмездного устранения недостатков, возникших по вине Подрядчика;
- возмещения расходов по устранению этих недостатков, если устранение производилось силами третьих лиц и оплачивалось за счет Заказчика;
- возмещения вреда, причиненного муниципальному имуществу, возникшего из-за невыполнения или несвоевременного выполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту, или вреда, причиненного работниками Подрядчика в процессе осуществления деятельности в соответствии с условиями Контракта.
3.4. Подрядчик обязан:
3.4.1. Качественно выполнить в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к Контракту), нормативными актами, техническими условиями, государственными стандартами и другими нормативными документами, действующими в Российской Федерации, все работы в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом, предъявить Объект в полной готовности приемочной комиссии, и сдать результат работы Заказчику в состоянии, позволяющем эксплуатацию Объекта.
3.4.2. Перед началом проведения работ оформить все необходимые документы в установленном порядке и получить все необходимые допуски на право производства работ, требуемые согласно законодательству Российской Федерации.
3.4.14. Подрядчик обеспечивает:
- необходимые для выполнения работ материальные и трудовые ресурсы;
- производство работ в полном соответствии с Контрактом, техническим заданием, нормативными актами, техническими условиями, государственными стандартами и другим нормативными документами, действующими в Российской Федерации;
- качество выполнения всех работ в соответствии с нормативными актами, техническими условиями, государственными стандартами и другим нормативными документами, действующими в Российской Федерации;
- представление актов и иной документации, а также обеспечивает ведение журналов учета выполнения работ;
- своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ, во время выполнения работ и в период гарантийной эксплуатации Объекта;
- нормальное функционирование Объекта при нормальной эксплуатации в течение гарантийного срока, указанного в п. 6.2. Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
11.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в порядке, установленном статьей 95 Закона N 44-ФЗ, в следующих случаях:
- неисполнения Подрядчиком своих обязательств в срок, установленный муниципальным Контрактом;
- нарушения Подрядчиком условий Контракта, ведущих к снижению качества работ, предусмотренных Техническим заданием и действующими нормативными документами;
- аннулирования у Подрядчика права на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность Объектов капитального строительства, влекущее невозможность продолжения им работ. Под правом на выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность Объектов капитального строительства, следует понимать наличие у Подрядчика свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность Объектов капитального строительства;
- при иных обстоятельствах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Часть 12 ст. 95 Закона о закупках утратила силу с 01.01.2022 г.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
24.01.2022 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
24.01.2022 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено в адрес Поставщика посредством Почты России.
04.02.2022 г. - дата надлежащего уведомления в связи с тем, что Заказчику вернулось почтовое уведомление о вручении Подрядчику решения об одностороннем отказе.
15.02.2022 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
06.04.2022 г. - уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке размещено в ЕИС, то есть с нарушением требования подп. 3 п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 18.08.2022 г.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в уполномоченный орган, нарушают требования ч. 6 ст. 104 Закона о закупках.
Действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Подрядчик, в нарушении п. 4.1 Контракта, работы в полном объеме не выполнены.
В отношении поступившего обращения Подрядчик пояснил следующее.
Согласно п.п. 6-7 раздела 1 локального сметного расчета (ФССЦ 24.3.03.13-0216, ФЕР 22-01-021-03) длина трассы водопровода составила 990 п.м., а фактическая длина трассы водопровода составила 820 п.м., что подтверждается актом выполненных работ КС-2 от 31.08.2021 г. N 1 (п.п.6-7).
В связи с чем, фактическая стоимость работ и материалов по Контракту уменьшилась до 844 703 руб.
30.08.2021 г. Подрядчиком ремонтные работы были полностью выполнены, а 31.08.2021 г. сданы Заказчику, что подтверждается актом выполненных работ КС-2, справкой о стоимости выполненных работ и затрат КС-3. Данные документы и счет N 8 от 31.08.2021 были переданы Заказчику для подписания и оплаты за выполненные работы по Контракту.
14.09.2021 г. на расчетный счет Подрядчика поступила оплата за выполненные ремонтные работы по Контракту в сумме 844 703 руб.
Комиссия отмечает, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС (реестровый номер N 3598100841621000010), работы Подрядчиком выполнялись, что подтверждается: актом о приемке выполненных работ от 31.08.2021 г.; платежным поручением N 710671 от 14.09.2021 г. на сумму 844 703 руб.
Кроме того, Заказчик не оспаривает сам факт выполнения части работ ООО "ВВ-СТРОЙ", предусмотренного условиями Контракта.
Кроме того, согласно сведениям из ЕИС стоимость исполненных и оплаченных ООО "ВВ-СТРОЙ" обязательств - 844 703 руб., что составляет 90,3 % от цены контракта.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "ВВ-СТРОЙ" с 2020 г. исполнило 10 Контрактов. Следовательно, ООО "ВВ-СТРОЙ" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ВВ-СТРОЙ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "ВВ-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение подп. 3 п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, ч. 6 ст. 104 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать.
4. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 августа 2022 г. N РНП-59-353
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022