Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Администрации Гайнского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИНСТРОЙ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт водопровода в п. Гайны и п. Харино (изв. N 0156600037222000005),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600037222000005 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт водопровода в п. Гайны и п. Харино.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 684 771,00 руб.
Заслушав Представителя Заказчика, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
25.02.2022 г. между Заказчиком и ООО "ИНСТРОЙ" (далее - Подрядчик) заключен контракт на ремонт водопровода в п. Гайны и п. Харино (далее - Контракт) на сумму 2 577 380,12 руб.
Снижение НМЦК составляет - 4,1 %.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 03.08.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 10 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами выполнить полный комплекс работ по ремонту водопровода в п. Гайны и п. Харино (далее по тексту - объект) в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту), нормативными актами РФ, государственными стандартами, строительными нормами и правилами, действующими на момент заключения Контракта в объемах, определенным локальным сметным расчетом (приложение N 2 к настоящему Контракту), на условиях настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их.
1.2. Место выполнения работ: Пермский край, Гайнский муниципальный округ, п. Гайны, п. Харино.
5.2. Заказчик имеет право:
5.2.1. Требовать от Подрядчика выполнения условий Контракта в полном объеме и в сроки, установленные Контрактом.
5.2.2. Контролировать действия Подрядчика на всех этапах исполнения Контракта.
5.2.5. В случае просрочки исполнения Подрядчиком своих обязательств, в иных случаях, предусмотренных законом и настоящим Контрактом, расторгнуть контракт.
5.2.7. Требовать исправления выявленных в ходе работ или в ходе приемки недостатков, а если Подрядчик недостатки не исправит, то требовать возврата оплаты стоимости данных работ.
5.3. Подрядчик обязан:
5.3.1. Выполнить все работы, предусмотренные на Объекте в объемах и в сроки, предусмотренные Контрактом, и сдать Объект Заказчику с качеством, соответствующим условиям настоящего Контракта, включая работы, выполненные субподрядчиками.
Перед началом работ Подрядчик обязан согласовать трассировку водопроводной сети с владельцами подземных коммуникаций, а именно с Гайнским РЭС (Кочевским РЭС) ПО Северные электрические сети, ПАО "Ростелеком" в части ВОЛС и иных коммуникаций связи. Подрядчик несет финансовую ответстветвенность за повреждение подземных коммуникаций ПАО "Ростелеком" и ПО Северные электрические сети. Выполнение работ без согласования трассировки не допускается.
5.3.2. Приступать к выполнению видов работ, производимых после выполнения работ, подлежащих скрытию (скрытые работы), после получения письменного разрешения Заказчика. Письменное разрешение для выполнения последующих работ выдается Подрядчику только после приемки Заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. Работы, выполненные Подрядчиком без письменного разрешения, и скрытые работы, которые не были освидетельствованы, Заказчиком не принимаются и не оплачиваются.
5.3.6. Обеспечивать надлежащее качество результата работ, в том числе основные характеристики по прочности, устойчивости и надежности Объекта в целом и отдельных его частей, предусмотренные действующими нормативными и иными документами, обеспечивающие безопасное для любых лиц использование Объекта в течение всего срока эксплуатации в соответствии с его предназначением.
5.3.10. При обнаружении Заказчиком несоответствия выполненных Подрядчиком работ условиям технического задания и нормативным документам, Подрядчик по требованию Заказчика обязан в кратчайший срок и за свой счет переделать данные работы.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
10.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем мотивированном отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- неисполнения Подрядчиком своих обязательств в срок, установленный муниципальным контрактом;
- нарушения Подрядчиком условий Контракта, ведущих к снижению качества работ, предусмотренных Техническим заданием и действующими нормативными документами;
- при установлении факта проведения ликвидации Исполнителя или проведения в отношении него процедуры банкротства;
- при иных обстоятельствах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 03.08.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 15.08.2022 г. Информация об ООО "ИНСТРОЙ" направлена в адрес Пермского УФАС России 17.08.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения следует, что на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Подрядчик к работам не приступил.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией Управления установлено следующее.
19.04.2022 г. - в адрес Подрядчика было направлено письмо (исх. N 702 от 19.04.2022 г.), в котором Заказчик просит направить: план-график выполнения работ; согласованную органами ГИБДД схему организации движения и ограждения мест выполнения работ на объекте; демонстрационные материалы (схему устройства водопроводной сети).
11.04.2022 г. - Подрядчик направил в адрес Заказчика приказ N 16 о назначении ответственным лицом за ремонтные работы директора - Байдакова В.В.
22.04.2022 г. - в адрес Заказчика направлялось письмо (исх. N 2 от 22.04.2022 г.), в котором Подрядчик просит представить:
- схему водопроводной сети;
- детализацию водопроводных колодцев;
- устройство водопроводных колодцев.
Кроме того, Подрядчик в письме указал, что был сделан расчет нехватки материалов для исполнения контракта (не представлены в полном объеме фланцы стальные приварные, втулки ПНД с удлиненным носиком).
06.06.2022 г. - в адрес Подрядчика было направлено ответное письмо (исх. N 977 от 06.06.2022 г.), в котором Заказчик указал, что на вопросы операционного характера Подрядчика готова проконсультировать организация обслуживающая водопроводную сеть на территории Гайнского муниципального округа.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что исходя из представленной переписки между сторонами, Подрядчиком не представлено доказательств обращения организация обслуживающая водопроводную сеть на территории Гайнского муниципального округа, а также не представлен расчет, свидетельствующий о нехватке расходных материалов.
04.07.2022 г. в адрес Подрядчика также было направлено письмо (исх. N 1180 от 04.07.2022 г.), в котором Заказчик просит незамедлительно приступить к работам, так как срок просрочки составляет 19 дней.
Комиссия отмечает, что окончание работ - 15 июня 2022 г. Вместе с тем, ООО "ИНСТРОЙ" не представлено доказательств, что Подрядчиком предпринимались какие-либо действия на выполнения обязательств по заключенному Контракту в установленный срок.
Кроме того, в установленный законом десятидневный срок Подрядчик не предпринимал попыток связаться с Заказчиком и объяснить причины неисполнения условий Контракта.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "ИНСТРОЙ" не представлено.
Представитель ООО "ИНСТРОЙ" на заседание Комиссии не явился, не представил доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, доказательств, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта.
Стоит отметить, что ООО "ИНСТРОЙ" осуществляет предпринимательскую деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "ИНСТРОЙ" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что Обществом предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что Подрядчиком нарушены условия исполнения Контракта.
Своими действиями ООО "ИНСТРОЙ" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия отмечает, что Подрядчик, подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В рассматриваемом случае виновные действия Общества не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с ремонтом водопровода в п. Гайны и п. Харино.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом социальной значимости объекта, пришла к выводу о том, что Обществом были совершены действия, которые свидетельствуют о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения о Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "ИНСТРОЙ", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "ИНСТРОЙ" (618250, Пермский край, г. Губаха, ул. Кирова, д.8, кв.52, ИНН: 5921028866, КПП 592101001 в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведений о единственном учредителе ООО "ИНСТРОЙ", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ИНСТРОЙ", Байдакове Вячеславе Владимировиче (ИНН 591303284322) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "ИНСТРОЙ", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ИНСТРОЙ", Байдакове В.В. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "ИНСТРОЙ", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ИНСТРОЙ", Байдакове В.В. из реестра недобросовестных поставщиков считать 26.08.2024 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-354 от 24.08.2022 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-354 от 24.08.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.08.2022 |
17.08.2022 |
17.08.2022 |
- |
18.08.2022 |
25.08.2022 |
24.08.2022 |
- |
29.08.2022 |
26.08.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 августа 2022 г. N РНП-59-354
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022