Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Члена Комиссии: Ким Н. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
К.Л. Рашидханова - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
при участии представителей:
от уполномоченного учреждения: Зелюткина О.С.;
от заказчика - Чеченина С.С., Розумейко В.П., Пак С.М., Черненко И. А.;
от заявителя - Шилова Т.В., Гусева В.А.;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПРО" (ИНН 7842139158) (далее - Заявитель, Общество) на положения извещения - утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения ''Сахалинская областная клиническая больница'' (ИНН 6501025568) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по модернизации программного комплекса приема, временного хранения, передачи и анализа медицинских изображений рабочих станции Xcelera Cardiology Enterprise Viewer ГБУЗ "Сахалинская областная клиническая больница"" (извещение N 0361200015022004008) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
09.08.2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, которые, по мнению Общества не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Уведомлением-требованием от 09.08.2022 N 05-1006эл рассмотрение жалобы по существу назначено на 11.08.2022 в 12 часов 00 минут. Для получения дополнительной информации уведомлением - требованием N 05-1053эл от 12.08.2022, рассмотрение вышеуказанной жалобы перенесено на 15.08.2022 в 15 часов 30 минут. Для принятия полного и обоснованного решения, уведомлением - требованием N 05-1057эл от 15.08.2022, в рассмотрении объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 16.08.2022 года.
29.07.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по модернизации программного комплекса приема, временного хранения, передачи и анализа медицинских изображений рабочих станции Xcelera Cardiology Enterprise Viewer ГБУЗ "Сахалинская областная клиническая больница"" (извещение N 0361200015022004008).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
1. Заявитель полагает, что описание объекта закупки составлено ненадлежащим образом, вводит потенциального Исполнителя в заблуждение. Описание объекта закупки содержит формулировку "Обеспечить работоспособность интеграционных сервисов программного обеспечения программного комплекса анализа медицинских изображений Заказчика в целях осуществления информационного взаимодействия с ЦАМИ.", Заявителем был подан запрос на разъяснения, Заказчик дал ответ, в котором упоминается рабочая станция Xcelera Cardiology Enterprise Viewer. Заявитель в итоге не имеет понимания, какой объем работ ему необходимо выполнить и как регулируется интеграционное взаимодействие с ЦАМИ.
Заказчиком даны разъяснения, что в рамках закупки требуется модернизация программного комплекса приема, временного хранения, передачи и анализа медицинских изображений рабочих станции Xcelera Cardiology Enteiprise Viewer, производства "Филипс Медикал Системе Нидерланд Б.В.".
В Сахалинской области эксплуатируется программный продукт "Центральный архив медицинских изображений" (далее - ЦАМИ), куда экспортируются мед. изображения со всех лечебных учреждений области. После оказания услуг по модернизации Исполнителю в рамках данной закупки необходимо наладить взаимодействие (информационный обмен данных) модернизированного программного комплекса заказчика с ЦАМИ. Для оказания услуг по модернизации Исполнитель должен обладать необходимым уровнем навыков и знаний, в том числе знать алгоритмы для информационного взаимодействия с внешними информационными системами.
Исполнителю необходимо проверить состояние рабочей станции перед выполнением модернизации и предоставить указанный акт Заказчику. Указанная процедура является стандартной проверкой перед модернизацией программного обеспечения Xcelera Cardiology Enterprise Viewer, для исключения ошибок установки.
В пункте 3 технического задания имеется таблица N 1, где указано, что настройка, изменение, доработка программного обеспечения ЦАМИ не входит в состав обязательств исполнителя по настоящему проекту.
Необходимость предоставления Исполнителем в течении 3 (трёх) дней с момента подписания контракта контактных данных (телефон, электронную почту) для оказания гарантийной поддержки обусловлена тем, что Заказчиком устанавливается гарантийный срок на оказанные услуги со дня подписания документа о приемки оказанных услуг и составляет не менее 12 месяцев (п.6.2, проекта контракта). Указанные контактные данные необходимы для оказания гарантийной поддержки в течение указанного срока гарантии.
Комиссия, проанализировав представленную информацию, пришла к выводу, что Заказчику не требуется новое программное обеспечение и не требуется обеспечение взаимодействия с ЦАМИ, так как модернизация производится на существующей рабочей станции и исполнителю необходимо проверить уже существующую станцию и модернизировать её в соответствии с требованиями, установленными в пункте 4 технического задания.
2. Заявителем предполагается установка ПО и, как следствие, передача прав на его использование, Заказчиком должно было быть установлено требование согласно Постановлению Правительства от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП N 1236, Постановление) или представлено обоснование не применения Постановления.
При подготовке данной закупки Заказчик изучил реестр российского ПО в рамках ПП N 1236. В ходе проведения анализа зарегистрированного российского ПО заказчиком сделан вывод об отсутствии российского ПО соответствующего установленным заказчиком требованиям. В соответствии с положениями ПП N 1236, Заказчиком подготовлено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено, что Заказчиком опубликовано обоснование неприменения ПП N 1236, так как необходимость приобретения нового ПО у Заказчика отсутствует.
3. Запрет, установленный указом Президента РФ от 30.03.2022 N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", действует с 01.01.2025 г. Закупка осуществляется в 2022 году.
Комиссия отмечает, что использование модернизированного программного комплекса в 2025 году может быть прекращено или возможно, производитель локализует указанное программное обеспечение, как по другим медицинским товарам данного производителя (УЗИ, КТ и т.д.).
4. Заявитель указывает, что имеется письмо ФСТЭК России от 28.02.2022, согласно которому необходимо приостановить работы по обновлению применяемого ПО, страной происхождения которых является США и страны Европейского союза, а так же исключить их автоматическое централизованное обновление посредством сети "Интернет".
Письма ФСТЭК России от 28.02.2022 носят рекомендательный характер. Однако Заказчиком приняты во внимание рекомендации, указанные в данном письме по исключению автоматического централизованного обновления посредством сети "Интернет".
Таким образом, Комиссией сделан вывод, что Заказчиком применены рекомендации ФСТЭК России касательно обновлений ПО. К тому же Заказчиком и проводится данная закупка с целью обновить ПО, так как автоматическое обновление отключено.
5. Заказчиком не установлена информация о требованиях, предъявляемых к аппаратной части для произведения работ по модернизации. Заказчиком не конкретизирован объем работ.
Так как Исполнителю необходимо модернизировать существующую станцию, а Заказчик в пункте 4 технического задания указал результат работ, следовательно, участник закупки не может установить, какое ПО уже имеется и какими характеристиками обладает существующая рабочая станция, а следовательно и определить объем работ необходимый для исполнения контракта.
Комиссия проанализировав довод Заявителя, пришла к выводу, что Заказчиком нарушен п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Заявителем подан запрос на разъяснение о том, что Заказчиком упоминаются "объекты автоматизации" во множественном числе, то есть имеется необходимость указать в описании объекта закупки конкретный перечень объектов автоматизации.
Объектом автоматизации в описании объекта закупки является программный комплекс приема, временного хранения, передачи и анализа медицинских изображений рабочих станции Xcelera Cardiology Enterprise Viewer установленный в ЕБУЗ "Сахалинская областная клиническая больница". Заявитель жалобы ошибочно предполагает, что под объектом автоматизации подразумевается перечень медицинских организаций.
Программный комплекс приема, временного хранения, передачи и анализа медицинских изображений рабочих станции Xcelera Cardiology Enterprise Viewer, установленный в ЕБУЗ "Сахалинская областная клиническая больница" имеет определенные функциональные возможности для анализа изображений.
Таким образом, Комиссия заслушав представителей сторон пришла к выводу, что под объектами автоматизации Заказчик понимает рабочие станции в пределах ГБУЗ "Сахалинская областная клиническая больница", то есть в определенных кабинетах для врачей, которым необходимо взаимодействовать с основной рабочей станцией Xcelera Cardiology Enterprise Viewer, а врачи в свою очередь являются сотрудниками, которые будут использовать рабочие станции. Однако в ТЗ не указано, что конкретно понимается под "объектами автоматизации".
В виду вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком допущены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем, принято решение выдать обязательное для исполнения предписание.
Таким образом, жалоба Заявителя признана частично обоснованной.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АПРО" (ИНН 7842139158) на положения извещения - утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения ''Сахалинская областная клиническая больница'' (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг по модернизации программного комплекса приема, временного хранения, передачи и анализа медицинских изображений рабочих станции Xcelera Cardiology Enterprise Viewer ГБУЗ "Сахалинская областная клиническая больница"" (извещение N 0361200015022004008) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" нарушившей положения п. 1 ч. 1 ст. 33 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии К.В. Солонин
Члены Комиссии: Н. Ким
К.Л. Рашидханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 16 августа 2022 г. N 065/06/106-483/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022