Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Дедова В.Г.- государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от Заказчика - КГКУ "Автохозяйство N 1" Васильева Александра Викторовича, Суконцевой Екатерины Валериевны путем видеоконференции;
от ООО "ПроСервис" Большакова Олега Александровича, в присутствии Попова Романа Михайловича;
рассмотрев заявление Заказчика - КГБУ "Автохозяйство N 1" о включении сведений об ООО "ПроСервис", его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0817200000322001581 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - КГБУ "Автохозяйство N 1" о включении сведений об ООО "ПроСервис" (далее - Общество, Поставщик), его учредителе, директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона N 0817200000322001581 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей".
Представители Заказчика пояснили, что 28.03.2022 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000322001581 Заказчиком был заключен контракт с ООО "ПроСервис" на поставку запасных частей для ремонта автомобилей. Поставщик поставил товар в апреле 2022 г. частично, в связи с чем товар не был принят заказчиком. Поставка товара в полном объеме была осуществлена только 14.06.2022 г. Приемочной комиссией Заказчика было установлено, что товар не соответствует условиям контракта, в связи с чем Заказчиком была проведена независимая экспертиза в ООО "Спецсервис", по результатам которым было установлено, что товар не соответствует условиям контракта. Заказчик предоставил срок для поставки товара - 01.08.2022 г., однако, товар, соответствующий условиям контракта, так и не был поставлен, в связи с чем Заказчик 02.08.2022 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение вступило в силу, и контракт считается расторгнутым, в связи с чем, Заказчик просит включить сведения об ООО "ПроСервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Поставщика пояснил, что после подписания контракта столкнулись с трудностями в приобретении некоторых запасных частей у иностранных поставщиков, поставки запчастей из Японии, Южной Кореи, стран ЕС были нарушены или прекращены. 17 позиций товара из 61 по спецификации были поставлены оригинальные, но с отличными от спецификации контракта артикулом, при этом они полностью соответствуют техническим характеристикам. По 6 позициям товара были поставлены дубликаты, в связи с отсутствием у поставщиков оригинальных или неоригинальных замен запасных частей. Представитель Поставщика не согласен с заключением экспертизы, считает, к примеру, что маркировка с каталожным номером и товарный знак не указываются на крышке радиатора, чем колпачка насоса топливного не влияет на качество товара.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
05.03.2022 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000322001581 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей", а также проект контракта, описание объекта закупки, согласно которому к поставке требуется 61 наименование запасных частей с указанием марок машины для которых закупаются запасные части, их каталожных номеров, артикулов, таким образом, к поставке требуются конкретные оригинальные запасные части. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 414 794,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определение поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.03.2022 г. заявка N111518123 с ценовым предложением 412 720,03 руб. была признана соответствующей требованиям извещения.
28.03.2022 г. по итогам электронного аукциона между КГБУ "Автохозяйство N 1" и ООО "ПроСервис" был заключен контракт N ЭА.2022.1581 на поставку запасных частей для ремонта автомобилей (далее- контракт).
Согласно п.1.1 контракта Поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно Заказчику запасные части для ремонта автомобилей по наименованиям, качеству, комплектации, в количестве, ассортименте согласно Спецификации (Приложение N1) (далее - "товар") в установленный Контрактом срок, а Заказчик обязуется принять товар надлежащего качества и количества и обеспечить его оплату в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
По спецификации (приложение N 1 к контракту) заказчику должны быть поставлены запасные части к автомобилям Hyundai Sonata, Renault Megan, Lada XRAY, Nissan Teana, Nissan Terrano, УАЗ Патриот (всего 61 наименование) с указанием каталожного номера/артикула для каждой запчасти, страны происхождения. Страна происхождения для товаров - РОССИЯ, Япония, Корея, Китай.
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 412 720, 03 рублей.
Согласно п. 4.1.1 контракта поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 30 календарных дней со дня заключения Контракта, т.е. не позднее 27.04.2022 г.
В соответствии с п. 5.1-5.3 контракта поставщик в день поставки товара в соответствии с пунктом 4.1 Контракта представляет Заказчику следующие документы на русском языке либо точный и достоверный перевод на русский язык:
документ о приемке, составленный по форме, с учетом положений пункта 5.2 Контракта;
акт приема-передачи товара и /товарную накладную в двух экземплярах;
оригинал сертификата соответствия (декларации о соответствии) или заверенную Поставщиком копию такого сертификата (декларации).
Поставщик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке. Поставщик передает оригиналы документов, предусмотренных пунктом 5.1 Контракта вместе с товаром.
Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком считается дата размещения в соответствии с пунктом 5.2 Контракта такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
В день поставки товара Заказчик подписывает товарно-транспортную накладную, подтверждающую факт поставки товара.
Товар должен быть поставлен полностью. Заказчик вправе отказаться от приемки отдельных этапов поставки товара.
Пунктом 3.2.1 контракта предусмотрено, что заказчик обязан проводить экспертизу предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта своими силами или путем привлечения экспертов, экспертных организаций.
Согласно п. 5.6 контракта экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для приемки поставленного товара Заказчик вправе создать приемочную комиссию, состоящую из не менее пяти человек. В случае привлечения Заказчиком для проведения экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке товара приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно п. 3.1.4 контракта заказчик вправе отказаться (полностью или частично) от приемки и оплаты поставленного товара в случае неисполнения в срок или ненадлежащего исполнения Поставщиком принятых на себя обязательств в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п. 10.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение Поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных Контрактом;
невыполнение Поставщиком требования Заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Комиссией по контролю в сфере закупок было установлено следующее.
Согласно сведениям, размещенным в реестре контрактов ЕИС, документ о приемке товара (акт) и счет-фактура на сумму 243 134,20 руб. были направлены заказчику 27.04.2022 г.
Заказчиком в ЕИС был размещен мотивированный отказ от приемки товара N 81 от 31.05.2022 г., согласно которому заказчик отказался принимать товар, поставленный не в полном объеме, потребовал поставить товар в полном объеме в срок до 10.06.2022 г.
Согласно сведениям, размещенным в реестре контрактов ЕИС, документ о приемке товара (акт) и счет-фактура на сумму 46 108,30 руб., а также документ о приемке товара (акт) и счет-фактура на сумму 80 175, 11 руб. были направлены Заказчику 29.05.2022 г.
Заказчиком в ЕИС был размещен мотивированный отказ от приемки товара N 96 от 10.06.2022 г., а также мотивированный отказа N 94 от 10.06.2022 г., согласно которым товары на сумму 46 108,30 руб. и 80 175,11 руб. заказчику не поступали, заказчик, потребовал поставить товар в полном объеме в срок до 17.06.2022 г.
14.06.2022 г. Поставщик посредством ЕИС направил заказчику документ о приемке товара (акт) и счет-фактура на сумму 412 720.03 руб.
Заказчиком в ЕИС был размещен акт приемочной комиссии Заказчика от 14.06.2022 г., согласно которому по 36 позициям товаров из 61 поставленной у Заказчик имелись замечания, Заказчик установил, что качество товара не соответствует условиям контракта: отсутствует фирменная наклейка с артикулом, не соответствует условиям контракта страна происхождения, артикул, не указана страна происхождения и т.д.
Заказчиком была проведена независимая экспертиза поставленных товаров в ООО "Спецсервис" при участии представителей Поставщика. Согласно заключению специалистов ООО "Спецсервис" N 16-22-06-556 от 30.06.2022 г. поставленный товар по позициям 3, 8, 13, 14, 38, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 60, 61 Приложения N 1 к контракту (спецификация) не соответствует условиям контракта (несоответствия по каждой позиции подробно изложены в заключении), в т.ч. было установлено, что часть товаров имеет дефекты поверхности в виде вмятин, углублений, вспучивания краски, ржавления.
В заседании Комиссии представители Поставщика не отрицали наличие дефектов поверхности, пояснили, что данные запасные части были приобретены через интернет-сайт "Дром", поскольку только там удалось их найти.
Заказчиком размещен в ЕИС мотивированный отказ от приемки товара, согласно которому товар не соответствует условиям контракта, Заказчик требует поставить товар, соответствующий условиям контракта, до 01.08.2022 г., также это требование выражено в письме Заказчика от 22.07.2022 г. (разъяснение на мотивированный отказ от 13.07.2022 г. по документу о приемке от 14.06.2022 г.)
14.07.2022 г. и 22.07.2022 г. Поставщиком в ЕИС были размещены документы о приемке товара на сумму 412 720.03 руб., согласно пояснениям Заказчика товар на склад Заказчика не поступал.
02.08.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 1,2 ст. 523 Гражданского кодекса РФ в связи с тем, что по состоянию на 02.08.2022 г. Поставщиком не была осуществлена поставка товаров, соответствующих условиям контракта. Решение Заказчика было размещено в ЕИС 03.08.2022 г.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Таким образом, участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность, несет в том числе риски, связанные с участием в закупках: став победителем закупки, участник закупки обязан заключить и исполнить контракт.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Обществом в УФАС по Алтайскому краю в составе пояснений был предоставлен ответ на мотивированный отказ Заказчика по документу о приемке N 37 от 14.06.2022 г., в котором Поставщик по каждой позиции обосновывает свое несогласие, в т.ч. указывает, что согласно официальным каталогам запасных частей производителей артикулы по спецификации имеют оригинальную замену под другим артикулом, в связи с чем товар соответствует условиям контракта. Вместе с тем, Поставщиком не представлено каких-либо документов, подтверждающих данный довод.
Также Поставщиком были представлены скриншоты с сайта IMPEX JAPAN, Армтек Россия, согласно которым, по мнению Поставщика, отсутствует возможность заказа оригинальных запасных частей. При этом данные скриншоты были сделаны Поставщиком 21.06.2022 г., уже после окончания срока поставки товара согласно условиям контракта (27.04.2022 г.), и не могут однозначно свидетельствовать о том, что поставка оригинальных запасных частей до 27.04.2022 г. и в период до 20.06.2022 г. была невозможна.
На основании изложенного, принимая во внимание пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о нарушении Поставщиком существенных условий контракта.
Комиссия установила, что товар в полном объеме был поставлен Заказчику с нарушением срока, а также Поставщиком неоднократно был нарушен срок поставки, определенный в последующих требованиях Заказчика. Заказчиком были выявлены несоответствия товаров условиям контракта, что было подтверждено независимой экспертизой.
Поставщик документально не подтвердил соответствие товара условиям контракта, ссылаясь на то, что артикулы запасных частей имеют оригинальные замены тех же производителей Общество не предоставило каких-либо ответов от производителей по данному вопросу, иных документов. Кроме того, Поставщиком не отрицается, что часть товаров не являлась оригинальными запасными частями.
Комиссия допускает факт прекращения либо ограничения поставок в Россию оригинальных запасных частей из Японии, Кореи, стран ЕС после февраля 2022 г. Вместе с тем, данный довод Поставщика как причина ненадлежащего исполнения контракта не может быть принят во внимание, поскольку даже в отношении оригинальных, как утверждает Поставщик, запасных части, независимой экспертизой было установлено их несоответствие условиям контракта.
Результаты независимой экспертизы Поставщиком в судебном порядке на оспорены.
В материалах дела отсутствуют сведения об устранении Поставщиком нарушений условий контракта.
Заказчик, осуществляя закупку конкретных оригинальных запасных частей, вправе рассчитывать на получение именно таких товаров, в противном случае, поставка иных запасных частей будет не соответствовать целям проведения закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия рассматривает действия Поставщика как исполнение контракта на иных условиях, чем было определено сторонами в контракте.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Таким образом, право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение Заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 16.08.2022 г. с учетом переноса последнего дня срока, выпавшего на выходной день, на первый рабочий день.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков также включается информация о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - поставщика (подрядчика, исполнителя), не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательства, предусмотренные контрактом.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "ПроСервис" (ИНН 2223605130, КПП 222101001; адрес: 656031, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Строителей, д. 135, пом. Н-5), его директоре, учредителе Большакове Олеге Александровиче (ИНН 220810164044) по факту одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N 0817200000322001581 "Поставка запасных частей для ремонта автомобилей" сроком на два года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23 августа 2022 г. N РНП-22-192/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022