Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
при участии представителя ООО "ЛАЙКЕНГОУ":
- Торко Юлии Валериевны (доверенность от 01.08.2022 года N1),
при участии представителей департамента цифрового развития Воронежской области:
- Климовой Алины Александровны (доверенность от 18.08.2022 года N42-11/1117),
- Власовой Анжелики Валериевны (доверенность от 18.08.2022 года N42-11/1118),
при участии представителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Репниковой Оксаны Николаевны (доверенность от 29.12.2021 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ЛАЙКЕНГОУ" (далее - Заявитель) на действия департамента цифрового развития Воронежской области (далее - Заказчик) и управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по сопровождению межрегионального интернет-форума "РИФ-Воронеж 2022" для нужд департамента цифрового развития Воронежской области (номер извещения 0131200001022007355) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в части рассмотрения и оценки заявок, в соответствии с установленным Заказчиком порядком.
В обоснование своей позиции, ООО "Лайенгоу" изложено следующее:
Заявителем была подана заявка N 112392467 от 07.08.2022. Одним из критериев оценки заявок был установлен критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" для получения баллов по которому необходимо было наличие в составе заявки соглашение о сотрудничестве в области организации и проведения Межрегионального фестиваля интернет-технологий с Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) (далее - Соглашение)
При этом Соглашение необходимо было предоставить в первой части заявки, что не представлялось возможным, так как исходя из обычаев делового оборота принятых при составление соглашений данный вид документа содержит наименования сторон, заключивших такое соглашение, тогда как наличие в первой части заявки наименования участника закупки запрещено нормами законодательства о контрактной системе и влечет отклонение такой заявки.
Кроме того, внесение в копию изменений, например, обезличивание одной из сторон Соглашения, а также иных сведений, которые могут косвенно свидетельствовать об участнике закупки, уже не будет является копией в понимании пп. 23 и 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утвержденного Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) и не может быть рассмотрена членами комиссии в качестве достоверного источника информации, подлежащего оценке.
В связи с чем Заявителем было принято решение в первой части заявки указать количество Соглашений, которыми он обладает.
Однако предложение участника закупки в отношении объекта закупки, выраженное в декларировании количества соглашений не было принято конкурсной комиссией во внимание.
Представители Заказчика и Конкурсной комиссии с доводами Заявителя не согласились, указав, что 01.08.2022 года в единой информационной системе был размещен ответ на обращение за разъяснением, в котором пояснено, что Соглашение следует предоставлять с учетом обезличивания сведений, позволяющих идентифицировать участника закупки.
Изучив пояснения сторон, рассмотрев представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, а также осуществив внеплановую проверку, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Предметом рассматриваемого Конкурса является оказание услуг по сопровождению межрегионального интернет-форума "РИФ-Воронеж 2022" для нужд департамента цифрового развития Воронежской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 033 333,00 рублей.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения конкурса в электронной форме.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами являются в том числе конкурсы в электронной форме.
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
При этом, пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме от 19.07.2022 N0131200001022007355 Заказчиком установлены следующие критерии оценки и их величины значимости:
N |
Критерий |
Значимость |
1 |
Цена контракта |
60.00% |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N2) |
10.00% |
3 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее- Критерий N3) |
30.00% |
Пунктами 3, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении закупки должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
"Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок (пункт 2 Постановления N2604).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
"Критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
|Пунктами 16, 17, 18 Постановления N2604 установлено:
- для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки, в том числе качественные характеристики объекта закупки;
- для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Постановления N2604, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки
- если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 Постановления N2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок;
- если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 Постановления N2604, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
Так, Заказчиком по Критерию N3 "Качественные характеристики объекта закупки" установлен показатель, со следующей школой оценки:
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Формула оценки или шкала оценки |
Наличие в составе заявки участника конкурса соглашения о сотрудничестве в области организации и проведения Межрегионального фестиваля интернет-технологий с Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) |
Оценка заявок осуществляется по шкале оценки, предусмотренной подпунктом а пункта 23 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение): 23. Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение: а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки); |
Таким образом, при наличии в составе заявки участника соглашения о сотрудничестве в области организации и проведения Межрегионального фестиваля интернет-технологий с Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), соответствующему участнику присваивалось - 100 баллов, без учёта значимости.
Вместе с тем, Порядок оценки не предусматривает определённой формы предоставления данного документа, с учётом особенностей проведения Конкурса.
То есть, Заказчику при определении качества оказываемых услуг, в понимание, рассматриваемого Конкурса, значение имело исключительно наличие у участника соответствующего соглашения, без оценки его содержания.
Как указывалось выше, к извещению о проведении закупки должны быть приложены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Так, во исполнение требования Закона о контрактной системе Заказчиком представлено - Приложение N 4 "Требования к участникам закупки, содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" в котором установлено следующее: "Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать: 2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ предложение по критерию ("Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"), предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
При этом в пункте 2.4. Инструкции по заполнению заявки указано, что "в соответствии с частью 19 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с тем, что в извещении не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (п.2 расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; п.3 качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки), заявка состоит из второй и третьей частей".
Таким образом, Приложение N 4 "Требования к участникам закупки, содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" содержит противоречивые сведения (пункт 2.4), не содержит информации о предоставлении Соглашения по критерию ("Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"), а также форму его предоставления, что является нарушением части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и вводит потенциальных участников в заблуждение в отношении формы и необходимости предоставления предложения по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", а также содержит признаки административного правонарушения, отнесенность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая всё вышеизложенное, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что ООО "ЛАЙКЕНГОУ" действовало в соответствии с требованиями Извещения, приложениями к нему, а также требованиями Закона о контрактной системе в части запрета на указание информации об участнике закупки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и подтвердило наличие у участника закупки соглашения о сотрудничестве в области организации и проведения Межрегионального фестиваля интернет-технологий с Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК), путём декларирования.
Относительно доводов Комиссии по осуществлению закупок о том, что форма предоставления документов по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" была обозначена в разъяснениях положений Извещения, Комиссия Воронежского УФАС России сообщает следующее.
Положениями части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Как установлено в заседании Комиссии Воронежского УФАС России, заказчику поступил запрос на разъяснение положений извещения, суть которого заключалась в уточнении порядка предоставления предложения по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", в частности указывалось следующее: "Согласно 44-ФЗ, не допускается раскрывать в 1-й части заявки сведения об участнике, в т.ч. наименование и реквизиты. Просим разъяснить, каким образом можно предоставить данное соглашение, в котором, по определению, будет указано наименование и реквизиты участника, если раскрытие этой информации повлечет за собой отклонение участника".
01.08.2022 года Заказчик разместил ответ согласно которому "Соглашение о сотрудничестве в области организации и проведения Межрегионального фестиваля интернет-технологий с Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) следует представлять с учетом обезличивания сведений, позволяющих идентифицировать участника закупки".
С учетом отсутствия требований к форме документов, порядку подтверждения наличия у участника соответствующего соглашения в Порядке оценки, Инструкции по заполнению заявки, наличия противоречивых сведений между требованиями к составу первой части заявки и пунктом 2.4 инструкции по заполнению, ответ на запрос 01.08.2022 года фактически изменяет суть извещения об осуществлении закупки, что является частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и предусматривает административную ответственность по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При этом, участники закупки чьи заявки поступили до 01.08.2022 года внести изменения в заявку возможности не имели, так как это не предусмотрено Законом о контрактной системе, а, следовательно, были поставлены в неравные условия, что является нарушением основополагающего принципа создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).
Кроме того, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность участников закупки изучать разъяснения положений Извещения, а также подавать заявки в соответствии с данными разъяснениями.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что Комиссия по осуществлению закупок действовала не в соответствии с положениями Извещения, приложениями к Извещению, Порядком оценки, в частности неправомерно не принято во внимание предложение участника в отношении рассматриваемого критерия, в части декларирования количества Соглашений, что с учетом отсутствия в Приложении N 4 "Требования к участникам закупки, содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" указания на форму предоставления в составе первой части заявки предложения участника по критерию качество, является нарушением подпункта б) пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе, в части рассмотрения предоставленных документов и применении, установленного Заказчиком Порядка оценки.
Вышеуказанное нарушение содержат признаки административного правонарушения, отнесенность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Лайкенгоу" на действия департамента цифрового развития Воронежской области и управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по сопровождению межрегионального интернет-форума "РИФ-Воронеж 2022" для нужд департамента цифрового развития Воронежской области (номер извещения 0131200001022007355) обоснованной.
2. Признать в действиях департамента цифрового развития Воронежской области нарушения части 2 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушения подпункта б пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Предписание департаменту цифрового развития Воронежской области об устранении нарушений части 2 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
5. Выдать Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений подпункта б пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Н.И. Сисева
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 25 августа 2022 г. N 036/06/42-838/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022