Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2022 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, <_>, в присутствии представителя Министерства здравоохранения Рязанской области (далее - Заказчик) <_>, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_>, в присутствии представителей ГБУ РО "Поликлиника завода "Красное знамя" <_>, в присутствии представителя ООО "ВКО Медпром" (далее - Победитель) <_>, в присутствии представителя ИП <_> (далее - Заявитель) <_>, рассмотрев жалобу ИП <_> на действия Заказчика (Министерства здравоохранения Рязанской области) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Система визуализации флюороскопическая цифровая), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0859200001122009518 от 08.08.2022) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Министерством здравоохранения Рязанской области инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия (Система визуализации флюороскопическая цифровая), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (далее - электронный аукцион).
08.08.2022 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 500 000,00 (семь миллионов пятьсот тысяч) рублей 00 копеек.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. При описании объекта закупки Заказчик неправомерно установил характеристики к закупаемому товару в нарушении требований ГОСТ Р 56312-2021 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о ФКС;
2. Техническое задание содержит требования, характерные для продукции конкретного производителя, что приводит к ограничению конкуренции.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу NАС/11-13690 от 18.08.2022 Заказчик сообщил, что положение извещения о проведении электронного аукциона, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС, они являются согласованными, не содержат внутренних противоречий и позволяют выявить участника закупки, который предлагает лучшие условия исполнения контракта.
В отзыве на жалобу N355 от 17.08.2022 Уполномоченное учреждение поддержало позицию заказчика, считая доводы, изложенные в жалобе, необоснованными и отмечая, что целью проведения любой закупки является прежде всего удовлетворение потребностей заказчика, а не абсолютно всех потенциальных участников закупки.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали свои возражения, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик при описании объекта закупки неправомерно установил характеристики к закупаемому товару в нарушении требований ГОСТ Р 56312-2021 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о ФКС.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 Закона о ФКС использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявитель в своей жалобе указывает, что в техническом задании отсутствуют ключевые параметры и характеристики, установленные пунктом 6.3.3 "ГОСТ Р 56312-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Флюорографы цифровые. Технические требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие с 01.02.2022 Приказом Росстандарта от 21.10.2021 N 1193-ст) (далее - ГОСТ Р 56312-2021), а именно отсутствуют следующие параметры:
- принцип нормированная доза облучения на снимок во входной плоскости цифрового приемника рентгеновского изображения (далее - ЦПРИ), мкГр, не более;
- время вывода изображения на экран после экспозиции, с, не более.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России установлено, что п.6.3.3 ГОСТ Р 56312-2021, описывающий технические характеристики ЦПРИ на основе плоскопанельных цифровых матричных детекторов, не содержит указанных выше параметров, на которые ссылается Заявитель.
Также Заявитель в своей жалобе указывает, что в описании объекта закупки отсутствует характеристика, установленная пунктом 6.4 ГОСТ Р 56312-2021 "Требования к рентгеновскому излучателю с рентгеновской диафрагмой и световым указателем поля облучения":
- рентгеновская диафрагма (наличие).
Характеристики, указанные в пункт 6.4 ГОСТ Р 56312-2021 применимы "при необходимости" и отмечены как дополнительные.
Согласно пункта 4.3 ГОСТ Р 56312-2021 Заказчик вправе не включать в техническое задание требования, указанные как "дополнительные требования".
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку Заказчик использовал характеристики к закупаемому товару в соответствии с ГОСТ Р 56312-2021 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о ФКС.
2. Техническое задание содержит требования, характерные для продукции конкретного производителя, что приводит к ограничению конкуренции.
Формирование объекта закупки в сфере оказания медицинских услуг осуществляется в целях достижения максимального результата лечения заболеваний, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом электронного аукциона является поставка медицинского изделия "Система визуализации флюороскопическая цифровая", ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий с кодом каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд КТРУ: 26.60.11.112-00000010.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Применяемый Заказчиком КТРУ: 26.60.11.112-00000010 "Система визуализации флюороскопическая цифровая" не содержит установленных функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик, а включает в себя только описание закупаемого оборудования, поэтому Заказчик воспользовался правом на основании п.5 Постановления N145, описав объект закупки в соответствии с положениями ст.33 Закона о ФКС и установленными ГОСТами.
Данная позиция подтверждается письмом Минфина России от 24.01.2022 N24-03-08/4090.
По мнению Заявителя совокупность установленных Заказчиком функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик соответствует аппарату флюорографическому Р-600 "Флюоро", ТУ 26.60.11-004-67684634-2020, производитель ООО "ВКО Медпром".
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в целях осуществления процедуры закупки направлен запрос ценовых предложений, потенциальным участникам рынка, осуществляющих деятельность по поставке указанного оборудования. Также данный запрос ценовой информации размещен в Единой информационной системе для неопределенного круга лиц. По результатам запросов получено 3 коммерческих предложений от потенциальных участников, осуществляющих поставку данного оборудования. Кроме того, министерством совместно со специалистами медицинского учреждения проведен сравнительный анализ характеристик закупаемого оборудования, свидетельствующий о соответствии их не менее двум производителям, в частности, медицинские изделия УниверсРС-Флюорограф-МТ производства АО "МТЛ" и Р-600 "Флюоро", производства ООО "ВКО Медпром".
На заседании Комиссии Рязанского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в рассматриваемом случае потребность заказчика в медицинских изделиях с установленными в описании объекта закупки характеристиками (минимальными, максимальными или неизменными значениями этих характеристик), обусловлена спецификой работы лечебного учреждения (социально значимого объекта), для которого закупается товар, который связан с необходимостью своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе посредством использования товара, закупка которого является объектом электронного аукциона. Включение в извещение о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что установление любых параметров, характеристик, требований к товару может ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, соответствующий всем условиям извещения об электронном аукционе. Однако Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих об установлении в совокупности Заказчиком при описании объекта закупки функциональных, технических и качественных характеристик, которые объективно указывали бы на продукцию конкретного производителя. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о ФКС обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что установленное описание объекта закупки является неправомерным или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о ФКС, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о ФКС.
На основании вышеизложенного Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик воспользовался предоставленным ему Законом о ФКС правом в необходимой степени детализировать объект закупки, исходя из своих объективных потребностей, и описание технических характеристик поставляемого товара не ограничивает круг потенциальных участников.
Доказательств обратного в материалах дела и Заявителем не представлено.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ИП <_> необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 23 августа 2022 г. N 062/06/106-472/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022