Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГУП "ГУО МИД России": Богачевой Е.В. (по дов. N 31 от 23.03.2022), Бредовской Л.П. (по дов. N 52 от 09.06.2022),
ООО "ИНГ Трейд": Махмудова М.Г. (по дов. N б/н от 27.07.2022),
рассмотрев жалобу ООО "ИНГ Трейд" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "ГУО МИД России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли гастроэнтерологического корпуса, оконных заполнений (замена оконных блоков) в зданиях, устройству контрольно-пропускного пункта на территории, системы антитеррористической безопасности зданий и территорий филиала ФГБЛПУ "Лечебно-оздоровительный центр МИД России" - Больница (Закупка N 0573100025522000002) (далее - конкурс), в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного конкурса.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕИ/42927/22 от 17.08.2022, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки характеристик и наименования страны происхождения используемых при выполнении работ товаров.
Согласно п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы с описанием объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе(в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В силу ч.3 ст. 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 ст. 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в документе "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке" предъявлены, в том числе, следующие требования к составу заявки на участие в конкурсе: "Конкретные показатели товара, используемого при проведении капитального ремонта и оборудования, предлагаемые участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) с указанием страны происхождения товара".
В своей жалобе Заявитель указывает, что исходя из положений извещения о проведении конкурса, материалы в соответствии с технической частью извещения будут использоваться при выполнении работ по капитальному ремонту кровли гастроэнтерологического корпуса, оконных заполнений (замена оконных блоков) в зданиях, устройству контрольно-пропускного пункта на территории, системы антитеррористической безопасности зданий, а не поставляться.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что в составе извещения размещен "Требования к материалам и оборудованию", в котором указаны "Используемые материалы", что также указывает на то, что товары будут использоваться при выполнении работ.
Комиссией Управления установлено, что в файле "Требования к материалам и оборудованию" установлены требования, в частности, к таким товарам, как: решетки металлические, шнур асбестовый общего назначения ШАОН, эмульсия битумно-дорожная, болты, мастика и др., которые очевидно не поставляются, а используются при выполнении работ.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по мнению Заказчика установленные требования не противоречат требованиям действующего законодательства также отметив, что на участие в закупочной процедуре подано две заявки, в том числе Заявителем, при этом обе заявки признаны соответствующими.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заказчик может устанавливать требования к используемым при выполнении работ товарам, при этом не разрешается устанавливать требования о предоставлении характеристик данных товаров в составе заявки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также согласно доводам жалобы Заявителя в составе технической части извещения о проведении конкурса отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в процедуре, которая бы раскрывала правила чтения использованных Заказчиком слов и символов, так например символа "-", ввиду чего невозможно однозначно понять вправе ли участник закупки представить крайние значения показателей или нет, возможно ли предложить диапазон или нужно указать одно конкретное значение.
Как установлено выше, Заказчиком предъявлены требования к участникам закупки о предоставлении характеристик товаров, при этом извещение о проведении конкурса не содержит инструкцию по заполнению заявки.
Таким образом, с учетом наличия императивного требования о представлении характеристик товаров, действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении в составе извещения о проведении конкурса инструкции по заполнению заявки, устанавливающей правила чтения использованных слов и символов нарушают п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка предоставления ответа на запрос о даче разъяснений положений извещения об электронном конкурсе.
В силу ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией Управления установлено, что 12.08.2022 Заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки NРИ3 со следующим содержанием:
Текст запроса:
"1. Просим вас указать какие товары, указанные в перечне товаров, являются используемыми, а какие являются поставляемыми? 2. В соответствии с письмом от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 ПО ВОПРОСУ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СОСТАВУ ЗАЯВКИ (ПОСТАВЛЯЕМЫЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ТОВАР).
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг.
Заказчики не вправе требовать конкретные показатели к используемым товарам по данному предмету закупки. Это является нарушением законодательства в сфере контрактной системы.
Просим Вас привести документацию в соответствие в противном случае будет подана жалоба в уполномоченный орган.
Текст ответа:
Уважаемый Участник закупки!
В соответствии с пп. г) п.1 ч.1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
1. Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 Федерального закона 44-ФЗ в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
В соответствии с п.1 ч.2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
2. При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
При это Заказчик обращает внимание Участника закупки, что в требованиях к материалам и оборудованиям указаны перечень используемых материалов и требования к поставляемому оборудованию, которое будет передаваться заказчику по накладной".
Таким образом, размещенные разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 12.08.2022 NРИ3 не могут считаться надлежащим исполнением Заказчиком норм ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, ввиду того что данный ответ содержит в себе противоречивые сведения.
Так, Заказчик цитирует не относящуюся к предмету запроса норму Закона о контрактной системе касающуюся предложения по критериям, одновременно выделяя следующее: "При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке". Далее Заказчиком акцентировано внимание на праве требования информации о поставляемых товарах, однако исходя из далее данного ответа, Заказчик указывает на передачу товаров по накладной.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В жалобе Заявитель также указывает на то, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот функционально и технически несвязанные между собой работы, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель указывает на то, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли гастроэнтерологического корпуса, оконных заполнений (замена оконных блоков) в зданиях, устройству контрольно-пропускного пункта на территории, системы антитеррористической безопасности зданий и территорий, при этом Заказчиком также установлены требования к таким товарам как "IP-видеорегистратор Hiwatch DS-N308/2P(C) "Hikvision" или эквивалент", "Жесткий диск для систем видеонаблюдения", "Кросс оптический настенный КОН-микро 4 (4 порта SC) EQ-00070-10", "Цилиндрическая IP-видеокамера Hiwatch DS-I456Z (2.8-12 mm) "Hikvision" или эквивалент", "Привод для откатных ворот" и т. д. Таким образом, по мнению Заявителя Заказчиком объединены в один лот совершенно разные виды работ.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что Заказчику требуется осуществить комплектные работы по капитальному ремонту здания, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Доказательств обратного Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИНГ Трейд" на действия ФГУП "ГУО МИД России" обоснованной в части установления неправомерного требования к составу заявки, отсутствия инструкции по заполнению заявки, а также в части дачи неправомерных разъяснений положений извещения.
2. Признать в действиях Заказчика ч.3 ст.43, п.3 ч.2 ст.42, ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 августа 2022 г. N 077/06/106-12485/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022