Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ФГБНУ "НИИГБ": Н.С. Марковой (по дов.N118 от 29.06.2022), Н.С. Дрофе (по дов.N117 от 29.06.2022),
ООО "Ренессанс-Мед": Н.В. Гавриловой (по дов.Nб/н от 13.12.2021),
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель) на действия
ФГБНУ "НИИГБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинского оборудования (микроскопа операционного с принадлежностями), включая ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (Закупка N 0373100016722000131) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от
05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/43337/22 от 18.08.2022 документы и сведения.
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ), в части описания объекта закупки.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 10.08.2022 N0373100016722000131 при описании закупаемого товара "Микроскоп операционный с принадлежностями" Заказчиком использован код ОКПД2: 26.60.12.119 "Аппараты электродиагностические прочие".
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (далее - Постановление N878).
Комиссией Управления установлено, что извещением о проведении закупочной процедуры предусмотрены ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с положениями Постановления N878.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчик при описании объекта закупки обязан был применить, так, например, например код позиции КТРУ 26.70.22.150-00000073 "Микроскоп хирургический общего назначения" и всю иную информацию по данной позиции каталога.
Кроме того, Заказчик не вправе устанавливать к закупаемому оборудованию по коду КТРУ 26.70.22.150-00000073 дополнительные характеристики, так как товар включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Заказчиком по аукциону установлены ограничения допуска в рамках постановления N 878.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком осуществлено описание объекта закупки по коду ОКПД2 в виду отсутствия соответствующей позиции КТРУ.
Так, предлагаемая Заявителем позиция КТРУ 26.70.22.150-00000073 не может быть применена Заказчиком по ряду причин несоответствия характеристик.
Так, например, одной из функциональных особенностей требуемого Заказчиком оборудования является наличие многофункциональной педали, которая позволяет осуществлять контроль над большинством функций микроскопа без необходимости отрыва офтальмохирурга от операции, не требует присутствия ассистента. С помощью моторизированного механизма (педали) можно менять интенсивность освещения, осуществлять увеличение области хирургии, фокусировку, менять угол освещения, тогда как на других микроскопах выполнение данных функций ложится на плечи ассистента хирурга. Своего рода режим фокусировки микроскопа является моторизированным, а не ручным или автоматическим как указано в позициях КТРУ.
В соответствии с вышеизложенным, из всех предлагаемых действующих позиций КТРУ (для рассмотрения представлены 9 различных КТРУ), Заказчиком не может быть применена ни одна, ввиду отсутствия необходимого описания в позициях КТРУ, таких как: виды фокусировки в диапазонном значении и отсутствия понятия моторизированного режима фокусировки.
Не согласившись с позицией представителя Заказчика, представитель Заявителя пояснил, что ручной тип фокусировки не означает, что воздействие на аппарат происходит от рук, поскольку если рассматривать автоматический тип фокусировки, то в данном случае воздействие человека на аппарат не оказывается совсем, что указывает на то, что ручной тип фокусировки характеризует принцип работы и подразумевает именно воздействие человека на аппарат при помощи любых частей тела.
Таким образом, по мнению Заявителя, выводы Заказчика о том, что позиция КТРУ 26.70.22.150-00000073 не применима ввиду несоответствия закупаемого микроскопа по типу фокусировки не соответствует действительности.
Не согласившись с позицией представителя Заявителя Заказчик пояснил следующее.
В действующих позициях КТРУ указаны два типа режима фокусировки- это ручной или автоматический.
Ручной режим фокусировки характеризуется участием человека в выработке и принятии решений и их реализации. Режим работы, при котором все технологические операции управляются или осуществляются оператором без использования заранее введенной программы, при помощи непосредственной регулировки механизма руками (например, оператор крутит рукой ручку реечного или червячного механизма, тем самым двигая линзы друг относительно друга, для лучшей фокусировки).
Требуется исключительно задействовать руки, для того, чтобы произвести какие-либо настроечные функции микроскопа.
При этом применение Заказчиком ручной фокусировки невозможно, поскольку в процессе операции и динамически меняющемся фокусном расстоянии обе руки хирурга задействованы хирургическими манипуляциями и нет возможности освободить руку и провести коррекцию фокусировки.
В свою очередь автоматический режим фокусировки характеризуется отсутствием участия человека в выработке и принятии решений и их реализации. При этом оператор только дает команду на начало процесса (например, фокусировки), а все последующие операции выполняются автоматически, без участия оператора, на основании данных, полученных устройством с различного рода датчиков и систем обратной связи, и обработанных специальной программой.
При этом, как промежуточный, так и конечный результаты (например, качество сфокусированного изображения) является исключительно результатом работы электроники и программного обеспечения.
Применение Заказчиком автоматической фокусировки также невозможно, поскольку в процессе операции хирург работает на разной глубине, требующей изменения режима фокусировки (например с роговицы на хрусталик, с передней на заднюю камеру глаза и т.п.). Автоматическая фокусировка не имеет возможности корректировать фокус на разных глубинах разреза, в связи с чем не может применяться Заказчиком.
Вместе с тем Заказчику требуется именно моторизированный тип фокусировки, который характеризуется участием человека в выработке и принятии решений и их реализации. Режим работы, при котором все технологические операции управляются или осуществляются оператором без использования заранее введенной программы, при этом узлы и механизмы оснащены электромоторами или электроприводами (например, моторизированным объективом), при этом оператор может работать с ними в режиме удаленного доступа, нажимая кнопки на проводном или беспроводном пульте управления (например, ножная педаль). Он может дистанционно менять угол обзора, приближать или удалять нужные объекты.
Одной из функциональных особенностей требуемого Заказчиком оборудования согласно технического задания является моторизированный механизм двойной фокусировки и наличие многофункциональной влагостойкой педали, которая позволяет осуществлять контроль над большинством функций микроскопа без необходимости отрыва офтальмохирурга от операции, оперативно менять режим фокусировки, не требует присутствия ассистента.
С помощью моторизированного механизма педали можно менять интенсивность освещения, осуществлять увеличение области хирургии, фокусировку, менять угол и поле освещения.
Комиссия Управления отмечает, что пояснения представителя Заявителя относительно того, что ручной тип фокусировки подразумевает именно воздействие человека на аппарат при помощи любых частей тела и может обеспечить потребность Заказчика в части наличия ножной педали, не могут приняты к рассмотрению в качестве надлежащего подтверждения неправомерности не установления позиции КТРУ, поскольку документального подтверждения указанного факта, на момент рассмотрения жалобы, представителем Заявителя не представлено, в связи с чем Комиссии Управления не предоставляется возможным однозначным образом установить факт того, что ручной тип фокусировки подразумевает, в том числе наличие ножной педали в микроскопе.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих тот факт, что установленные требования к закупаемому товару являются неправомерными, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, в части неустановления позиции КТРУ, ввиду чего у Комиссии Управления при наличии документом, опровергающих доводы Заявителя отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" на действия ФГБНУ "НИИГБ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/43337/22 от 18.08.2022.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Кутейников
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2022 г. N 077/06/106-12610/2022 (ключевые темы: ктру - государственные и муниципальные нужды - товар. работа. услуга. - характеристика - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022