Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ФКУ "ГосТех": В.О. Рогачева (по дов.N38 от 11.01.2022), О.Ю. Митина (по дов.N36 от 11.01.2022),
ООО "Навигатор-Т": М.О. Муравьева (по дов.N01-10/2 от 12.01.2022),
ООО "Химзащита": П.Р. Гимазисламовой (по дов.N1 от 01.03.2022),
рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-Т" (далее - Заявитель) на действия
ФКУ "ГосТех" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств противопожарной безопасности (Закупка N 0373400004922000036) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом
Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.08.2022 NЕИ/43446/22.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам не относящиеся к объекту закупки.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что в извещении об осуществлении закупки Заказчик в качестве предмета закупки установил: "Самоспасатель фильтрующий (ГДЗК-У Премиум) или эквивалент", при этом объектом закупки является поставка средств противопожарной безопасности,в связи с чем Заявитель полагает, что потребностью Заказчика является приобретение самоспасателей, используемых при пожаре.
Вместе с этим Заявитель отмечает, что в ответе на запрос разъяснений положений извещения об осуществлении закупки Заказчик указал, что потребностью является приобретение универсальных самоспасателей, а не самоспасателей используемых при пожаре, а также, универсальный самоспасатель обеспечивает защиту, в том числе по продуктам горения, что, по мнению Заявителя, не соответствует действительности.
Требования для самоспасателей, используемых при пожаре установлены в подпункте 15 пункта 4.4 Технического регламента таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 (далее - ТР ТС 019/2011) и определяются соответствием ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методики испытаний" (далее - ГОСТ Р 53261-2009).
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатель должен обеспечивать защиту при воздействии на него следующих тест-веществ:
- монооксида углерода;
- водорода хлорид;
- водорода цианид (Циановодород);
- акролеина.
Требования для универсальных самоспасателей установлены в подпункте 14 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 и определяются соответствием ГОСТ Р 22.9.09-2014 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты органов дыхания в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования" и ГОСТ 12.4.235-2019 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка" (далее - ГОСТ Р 22.9.09-2014 и ГОСТ 12.4.235-2019).
Согласно требованиям подпункта 14 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 универсальные фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека при относительной влажности воздуха до 98 процентов от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ не менее 4 групп, соответствующих маркам фильтров (А, В, Е, К).
Согласно положениям ГОСТ 12.4.235-2019 для данных групп установлены следующие тест-вещества:
Марка и класс фильтра |
Наименование тест-вещества |
А |
Циклогексан |
В |
Хлор |
|
Сероводород |
|
Циановодород |
Е |
Диоксид серы |
К |
Аммиак |
Заявитель указывает, что только одно вещество группы В (Циановодород) одновременно является тест-веществом как для универсальных самоспасателей так и используемых при пожаре.
Остальные тест-вещества, отнесенные к продуктам горения не предусмотрены в качестве тест-веществ при определении универсальности самоспасателя.
Таким образом, самоспасатель может одновременно являться универсальным и обеспечивать защиту от продуктов горения, но только при условии соответствия требованиям установленным в подпункте 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 для самоспасателей используемых при пожаре.
Кроме того, подпунктом 15 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011 в отношении самоспасателей используемых при пожаре устанавливается еще ряд специфических требований не применяемых для универсальных самоспасателей (воздействие температуры, воздействие открытого пламени, теплового потока и др.).
В свою очередь, ГОСТ Р 22.9.09-2014 и ГОСТ 12.4.235-2019, определяющие соответствие положениям подпункта 14 пункта 4.4 ТР ТС 019/2011, устанавливающего требования к универсальным самоспасаетлям в соответствии с разделом 1 не распространяются:
- пожарные (в том числе для эвакуации);
- пожарные.
Вместе с тем Заказчиком установлено требование: Время защитного действия комбинированного фильтра фильтрующего самоспасателя по монооксиду углерода (окисид углерода) при его содержании в воздухе 6,2 мг/дм3 (ГОСТ 12.4.235-2019) должно быть не менее 20 или не менее 15 минут при концентрации 2500 ppm (ГОСТ Р12.4.294-2013(ЕН 403:2004)).
ГОСТ 12.4.235-2019 содержит требование к времени защитного действия комбинированного фильтра фильтрующего самоспасателя по монооксиду углерода (окисид углерода). Однако методика испытаний и сами показатели времени защитного действия и концентрации вещества отличаются от установленных требованиями ТР ТС 019/2011 для самоспасателей используемых при пожаре.
Таким образом, Заявитель утверждает, что Заказчиком установлены требования, не относящиеся к объекту закупки - средствам противопожарной безопасности.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что согласно описанию объекта закупки, типом фильтрующего самоспасателя в соответствии с ТР ТС 019/2011 должен быть универсальный.
Положениями ТР ТС 019/2011 предусмотрено три типа самоспасателей:
- универсальные (абз. 1 пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011);
- специальные (абз. 2 пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011);
- используемые при пожаре (пп. 15 п. 4.4 ТР ТС 019/2011).
Согласно приложению N 1 к ТР ТС 019/2011 закупаемые самоспасатели входят в область регулирования данного технического регламента.
В соответствии с п. 5.1 ТР ТС 019/2011 соответствие средств индивидуальной защиты ТР ТС 019/2011 обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, а также путем использования стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента Таможенного союза.
Заказчиком приобретается универсальный фильтрующий самоспасатель, в состав которого входит комбинированный фильтр, что отраженно в описании объекта закупки.
В соответствии с пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011 универсальные фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека при относительной влажности воздуха до 98 процентов от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ не менее 4 групп, соответствующих маркам фильтров (A, B, E, K), указанным в пп. 12 п. 4.4 ТР ТС 019/2011, в котором указано, что фильтры марки А обеспечивают защиту от органических газов и паров с температурой кипения свыше 65 °C.
Подтверждение соответствия требованиям пп. 12 и пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011 осуществляется путем применения положений ГОСТ 12.4.235-2019 (в том числе п. 5.9.1), который включен в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 019/2011 - пункты 159 и 177 Перечня.
В п. 177 Перечня указан ГОСТ 12.4.285-2015, в п. 5.1.1.10.1 которого определено, что фильтры должны подразделяться на марки или сочетания марок и соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.235.
П. 5.1.1.10.1 ГОСТ 12.4.285-2015 указан в п.177 Перечня как пункт подтверждающий соответствие пп. 14 п. 4.4 (перечень утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.03.2020 N 30).
На основании изложенного, можно сделать однозначный вывод о том, что ГОСТ 12.4.235-2019 применяется для подтверждения соответствия универсальных самоспасателей пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011.
В таблице 2 пп. 5.9.1 п. 5.9 ГОСТ 12.4.235-2019 представлен перечень тест-веществ, их концентраций и показателей времени защитного действия фильтров марок А. Указанный перечень содержит следующие требования:
Марка и класс фильтра |
Наименование тест-вещества |
Время защитного действия в условиях испытаний, мин |
Содержание тест-вещества в воздухе |
|
Объемная доля, % |
Массовая концентрация, мг/дм3 |
|||
А1 |
Циклогексан C6H12 |
70 |
0,1 |
3,5 |
В1 |
Хлор Cl2 |
20 |
0,1 |
3,0 |
Сероводород H2S |
40 |
0,1 |
1,4 |
|
Циановодород HCN |
25 |
0,1 |
1,1 |
|
Е1 |
Диоксид серы SO2 |
20 |
0,1 |
2,7 |
К1 |
Аммиак NH3 |
50 |
0,1 |
0,7 |
Установленное в описании объекта закупки требование обусловлено нормами пп. 12 и пп. 14 п. 4.4 ТР ТС 019/2011 и пп. 5.9.1 п. 5.9 ГОСТ 12.4.235-2019, который применяется для подтверждения ТР ТС 019/2011, следовательно, такое требование установлено в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в описании объекта закупки установлено, что фильтрующий самоспасатель должен обеспечивать возможность применения при эвакуации из опасной атмосферы, в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе, связанных с происшествиями на опасных производственных объектах, а не только в условиях пожара.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы представителем Заявителя не представлены документы и сведения свидетельствующие о неправомерности установленных требований, так и о неправомерности порядка описания требований к товарам, что указывает, что фактически доводы Заявителя в данной части сводятся к непониманию положений извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также, по мнению Заявителя, совокупности установленных требований к товару по п. "Самоспасатель фильтрующий (ГДЗК-У Премиум или эквивалент)" соответствует товар единственного производителя, а именно cамоспасатель фильтрующий ГДЗУ - У Премиум производства АО "Сорбент".
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что по данным Единого реестра сертификатов соответствия в Российской Федерации, с учетом требования Заказчика о соответствии продукции требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 соответствуют 13 фильтрующих самоспасателей:
- Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект "Гарант-1" (изготовитель ООО "Навигатор-Т") сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 N ТС RU C-RU.АЛ15.В.00876,
- Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект "Гарант"2-М" (изготовитель ООО "Навигатор-Т") сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 N ЕАЭС RU С-RU.АБ47.В.00133/20,
- Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект ГДЗК-EN" (изготовитель ОАО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского") сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 N ТС RU C-RU.СП28.В.01083,
- Самоспасатель фильтрующий "Газодымозащитный комплект Зевс 30У" (изготовитель АО "Сорбент"), сертификат соответствия ТР ТС019/2011 N ЕАЭС RU С-RU.СП28.В.00520/19,
- Самоспасатель ГДЗК-У Премиум (изготовитель АО "Сорбент"), сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 N ЕАЭС RU С-RU.СП28.В.00325/19,
-Самоспасатель "Шанс"-Е (изготовитель ООО НПК "Пожхимзащита") сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 N ЕАЭС RU С-RU.СП28.В.00135/19,
-Самоспасатель "Газодымозащитный комплект ГДЗК-Е" (изготовитель
ООО НПК "Пожхимзащита"), сертификат соответствия ТР ТС 019/2011 N ЕАЭС RUС-RU.СП28.В.00406/19,
- Самоспасатель "Шанс"-ЕД (изготовитель ООО НПК "Пожхимзащита") сертификат соответствия ТР ТС 019/2011N ЕАЭС RU С-RU.СП28.В.01721/22,
- Самоспасатель пожарный фильтрующий "Щит" (изготовитель АО "ЭНПО "Неорганика") сертификат соответствия ЕАЭС RU С-RU.СП28.В.01633/21,
- Самоспасатель ГДЗК Бриз-3401 (изготовитель ООО "Бриз-Кама") сертификат соответствия ТР ТС019/2011 N ЕАЭС RU С-RU.СП28.В.01485_21,
- Самоспасатель Зевс15У (изготовитель ОАО "ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского") сертификат соответствия ТР ТС019/2011 N ЕАЭС RU С-RU.СП28.В.01577/21
- Самоспасатель пожарный "ЩИТ" (изготовитель АО "ЭНПО Неорганика) сертификат соответствия N ТР ТС019/2011 ЕАЭС RU С-RU.СП28.В.01633/21,
- Самоспасатели СПАС-30 и СПАС-Премиум (изготовитель ООО "СПАС-ПЛЮС" сертификат соответствия N ЕАЭС KG 417/019.RU.02.01739 (выдан органом по сертификации Республики Киргизия).
Так, при сравнении всех вышеуказанных самоспасателей было установлено, что ни один самоспасатель, за исключением cамоспасателя фильтрующего ГДЗУ - У Премиум производства АО "Сорбент", не соответствует по характеристике "Время защитного действия комбинированного фильтра фильтрующего самоспасателя по монооксиду углерода (окисид углерода) при его содержании в воздухе 6,2 мг/дм3 (ГОСТ 12.4.235-2019) должно быть не менее 20 или не менее 15 минут при концентрации 2500 ppm (ГОСТ Р12.4.294-2013(ЕН 403:2004)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласился с вышеуказанным доводом жалобы, а также пояснил, что установленному требованию в отношении времени защитного действия самоспасателя соответствуют не менее 2 (двух) моделей самоспасателей двух разных изготовителей, а именно:
1) самоспасатель универсальный фильтрующий ГДЗК-У Премиум производства АО "Сорбент" (сертификат соответствия N ЕАЭС RU C-RU.СП28.В.00325/19),
2) самоспасатель фильтрующий Draeger PARAT 7500 производства Draeger Safety AG&Co.KGaA (ООО "Дрегер") (сертификат соответствия N ЕАЭС KZ.7500361.22.01.04062).
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в составе направленных возражений Заказчиком приложен скриншот сертификата соответствия N ЕАЭС KZ.7500361.22.01.04062 самоспасатель фильтрующий Draeger PARAT 7500, согласно которому срок действия сертификата установлен до 28.12.2021, кроме того сведения о данном сертификате отсутствуют в Едином реестре сертификатов соответствия в Российской Федерации.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.5.3 ТР ТС019/2011 перед выпуском в обращение на рынке государств - членов средства индивидуальной защиты, на которые распространяется действие технического регламента ТР ТС019/2011, должны быть подвергнуты процедуре подтверждения соответствия установленным в нем требованиям безопасности.
Так, в силу п.5.4 ТР ТС019/2011 подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах:
1) декларирование соответствия;
2) сертификация.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что с учетом требований ТР ТС019/2011 самоспасатель фильтрующий Draeger PARAT 7500 производства Draeger Safety AG&Co.KGaA (ООО "Дрегер") (сертификат соответствия N ЕАЭС KZ.7500361.22.01.04062) не может быть принят Комиссией Управления как товар соответствующей совокупности установленных характеристик, поскольку срок сертификата соответствия указанного товара истек, в связи с чем, в силу положений ТР ТС019/2011 не может обращаться на рынке государств - членов.
Вместе с тем каких-либо иных документов и сведений, подтверждающих факт присутствия на рынке продукции иных производителей, соответствующей требованиям технического задания по п. "Самоспасатель фильтрующий (ГДЗК-У Премиум или эквивалент)" помимо cамоспасателя фильтрующего ГДЗУ - У Премиум производства АО "Сорбент", что могло бы однозначно указывать на факт закупки товара, совокупности установленных требований к которому отвечают товары нескольких производителей, Заказчиком не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании требований извещения об осуществлении закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" на действия ФКУ "ГосТех" обоснованной в части установления неправомерных требований к закупаемым товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Матюшенко
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2022 г. N 077/06/106-12637/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022