Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующий - заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Главного-специалиста эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБУЗ "ГКБ ИМ. М.Е.ЖАДКЕВИЧА ДЗМ":
Л.В. Булгакова (дов. Nб/н от 01.09.2021),
в отсутствие представителей ООО "МД-КОНСАЛТИНГ", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС исх.NЕИ/43465/22 от 19.08.2022,
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ ИМ. М.Е.ЖАДКЕВИЧА ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов класса "А" для нужд ГБУЗ "ГКБ им.М.Е.Жадкевича ДЗМ" (Закупка N 0373200013822000182) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом
от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ЕИ/43465/22 от 19.08.2022), Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупочной процедуры лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов III-IV классов опасности, а также контракта (договора) на обезвреживание отходов путем сжигания, на объектах, оснащенных оборудованием и технологиями, прошедшими государственную экологическую экспертизу и разрешенными к применению при строительстве объектов по обращению с медицинскими отходами, поскольку, как указывает Заявитель, медицинские отходы класса "А", являющиеся объектом закупки, можно отнести к V, не лицензируемому классу опасности.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы с описанием объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу п. "н" ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе, не допускается.
В силу п.30 ч.1. ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N99-ФЗ (далее- Закон о лицензировании) лицензированию подлежит такой вид деятельности как деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Комиссией Управления установлено, что в п.12.1 Информационной карты аукционной документации установлено требование наличия у участника закупочной процедуры:
- Контракт (договор) на обезвреживание отходов путем сжигания, на объектах, оснащенных оборудованием и технологиями, прошедшими государственную экологическую экспертизу и разрешенными к применению при строительстве объектов по обращению с медицинскими отходами;
- Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов IV класса опасности (в соответствии с Федеральным Законом от 08.08.2001 года N 128-ФЗ, N 524 от 26.08.2006 г.).
Пп.6 и пп.7 п.14 Информационной карты аукционной документации установлено требование о предоставлении указанных документов в составе заявки.
Согласно ст.4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с ст. 49 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Кроме того, в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - 2.1.7.2790-10) отходы класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО - отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
Таким образом, на основании вышеизложенного медицинские отходы класса А можно отнести к V классу опасности, ввиду чего можно сделать вывод о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование к наличию у участников закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что СанПиН 2.1.7.2790-10 утратил силу в связи с изданием СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Так, согласно ч.157 СанПиН 2.1.3684-21 отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, далее - класс А), в том числе: использованные средства личной гигиены и предметы ухода однократного применения больных неинфекционными заболеваниями; канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства; сметы от уборки территории; пищевые отходы центральных пищеблоков, столовых для работников медицинских организаций, а также структурных подразделений организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, кроме подразделений инфекционного, в том числе фтизиатрического профиля.
Таким образом, памперсы, одноразовые пеленки, являющиеся средствами личной гигиены и предметами ухода однократного применения, относятся к медицинским отходам класса А.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" подгузники и/или пеленки из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты и полотна из целлюлозных волокон загрязненные имеют код 4 05 931 31 52 4 и относятся к IV классу опасности.
Таким образом, требование о наличии у участника закупочной процедуры действующей лицензии установлено в соответствии с объектом закупки и нормами законодательства.
В заседании Комиссии Управления Заявитель участие не принял, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при установлении требования о наличии вышеуказанной лицензии.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Вместе с тем представитель Заказчика указал, что требование о представлении контракта (договора) на обезвреживание отходов путем сжигания, на объектах, оснащенных оборудованием и технологиями, прошедшими государственную экологическую экспертизу и разрешенными к применению при строительстве объектов по обращению с медицинскими отходами к участникам закупки обусловлено предосторожностью от недобросовестного исполнения обязательств по контракту ввиду возможного отказа полигона в приеме медицинских отходов, которые должны быть утилизированы в рамках исполнения обязательств по контракту.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что требования к составу заявки, в том числе к участникам закупочной процедуры оговорены положениями ст.31 и ст.43 Закона о контрактной системе, при этом указанными положениями, не предусмотрена обязанность наличия в составе заявки выше оспариваемого контракта (договора). При этом правоспособность выполнения работ по рассматриваемому государственному контракту представляет исключительно лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов IV класса опасности.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Комиссия Управления также отмечает, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.04.2022 NИЭА1 на участие в закупочной процедуре подано 4 заявки, и все заявки были признаны соответствующими требованиям документации, что свидетельствует об отсутствии ограничений количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" на действия ГБУЗ "ГКБ ИМ. М.Е.ЖАДКЕВИЧА ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерного требования к участникам закупки и о предоставлении в составе заявки контракта (договора) на обезвреживание отходов.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: М.О. Мацнева
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 августа 2022 г. N 077/06/106-12661/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022