Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей:
- от уполномоченного органа - комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края Абрамейцевой Е.В. по доверенности от 17.06.2022 N 4;
- от общества с ограниченной ответственностью "Юнион" Папуша Д.С. по доверенности от 01.07.2022,
в отсутствие представителя заказчика - краевого государственного казенного учреждения здравоохранения "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский" министерства здравоохранения Хабаровского края (о дате, месте и времени рассмотрения дела заказчик уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юнион" (далее также - ООО "Юнион", Общество, заявитель) и материалы дела N 027/06/106-1084/2022,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Юнион" на действия комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку смеси сухой белковой композитной (Извещение N 0122200002522004462).
Согласно доводам жалобы заявитель не согласен с действиями комиссии по признанию ООО "Юнион" уклонившимся от заключения контракта на поставку смеси сухой белковой композитной по закупке (Извещение N 0122200002522004462) по основанию: невыполнение требования п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ (непредоставление обоснования предлагаемой цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ). По мнению заявителя, "право на определение достаточности документального подтверждения указанных обстоятельств предоставлено аукционной комиссии" является избыточным и отсутствующим в законодательстве в сфере государственных закупок, при том, что обоснование предлагаемой цены контракта предоставлялось письмом Общества от 04.08.2022 N04-08-1/22.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий уполномоченным органом - комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края (далее также - уполномоченный орган) представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Уполномоченным органом для заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГБУЗ "Детский клинический центр медицинской реабилитации "Амурский", заказчик) проведен электронный аукцион на поставку смеси сухой белковой композитной.
Извещение N 0122200002522004462 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 15.07.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 141 125,40 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.07.2022 08:00 (МСК+7).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 26.07.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 28.07.2022.
В соответствии с протоколом подведения итогов (N 0122200002522004462) от 26.07.2022 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 225, заявка на участие в закупке которого признана комиссией соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 60 683,76 рублей.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 05.08.2022 участник закупки - ООО "Юнион" признан уклонившимся от заключения контракта по следующему основанию: Невыполнение участником закупки требований п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ (непредоставление обоснования предлагаемой цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Изучив материалы дела N 7-3/474, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 настоящего Федерального закона.
Положениями ст. 37 Закона N 44-ФЗ предусмотрены обязательные антидемпинговые меры, направленные на соблюдение принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок и на защиту заказчика в случае искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона.
Ч. 9 названной статьи предусмотрено, что если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.
В соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, - контракт, предусматривающий поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, медицинских изделий, технических средств реабилитации, топлива, отсутствие которых приведет к нарушению нормального жизнеобеспечения граждан;
В силу п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ указанное обоснование представляется участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
В силу ч. 4. ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с п. 1 ч. 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п. 2 ч. 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В силу ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Таким образом, в случае демпингового снижения цены контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения при проведении конкурса и аукциона, участник обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. Перечень документов, предоставляемых участником в целях подтверждения предлагаемой цены контракта, не является закрытым. При этом право на определение достаточности документального подтверждения указанных обстоятельств предоставлено аукционной комиссии.
В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка смеси сухой белковой композитной .
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что победителем торгов направлено ценовое предложение в размере 60 683,76 рублей при начальной (максимальной) цене контракта 141 125,40 рублей (снижение составило 57 %).
Также установлено, что контракт Обществом подписан, а также представлена независимая гарантия от 03.08.2022 N ЭГ-687149/22.
Вместе с тем, при заключении контракта участником закупки направлено собственное гарантийное письмо ООО "Юнион" от 04.08.2022 N 04_08-1/22, подписанное генеральным директором Общества Исаевой Л.В., содержащие согласие участника закупки поставить товар по цене, предложенной в ходе торгов, при этом указанное письмо не свидетельствует о возможности заявителя осуществить поставку товара по предлагаемой цене, так как исходит непосредственно от самого участника закупки. Каких-либо расчетов относительно формирования предложенной в ходе проведения электронного аукциона цены контракта, сниженной на 57 %, Обществом не представлено, равно как и не представлено иных документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки, в частности, первичных документ подтверждающих наличие товара на складе.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 05.08.2022 участник закупки - ООО "Юнион" признан уклонившимся от заключения контракта по следующему основанию: Невыполнение участником закупки требований п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ (непредоставление обоснования предлагаемой цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).
Доводы жалобы о том, что "право на определение достаточности документального подтверждения указанных обстоятельств предоставлено аукционной комиссии" является избыточным и отсутствующим в законодательстве в сфере государственных закупок, при том, что обоснование предлагаемой цены контракта предоставлялось письмом Общества от 04.08.2022 N04-08-1/22, являются несостоятельными ввиду следующего.
В данном конкретном случае представленное заявителем собственное письмо, поданное от имени Общества, не соответствует смыслу положений ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, поскольку исходит не от производителя, как это предусмотрено ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, а от самого участника закупки.
Обоснование не подкреплено первичными документами, подтверждающими приобретение товара, наличие такого товара у победителя электронных торгов.
Каких-либо расчетов, разъясняющих порядок формирования цены товара и подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, сниженной более чем на 25% от начальной максимальной цены контракта, заявителем не представлено.
Данное письмо не может быть расценено как документ, подтверждающий наличие товара у участника закупки, так как не является документом складского учета, иным первичным учетным документом, подтверждающим факт приобретения товара и его оприходования.
Таким образом, из представленного заявителем документа членам комиссии невозможно сделать однозначный вывод о возможности участника закупки осуществить поставку предложенного им товара по предлагаемой цене, сниженной более чем на 25% от начальной (максимальной) цены контракта.
Положения ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ прежде всего направлены на дополнительную защиту заказчика при закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения, срыв поставки которых может привести к негативным последствиям.
Следовательно, Общество не исполнило свою обязанность в соответствии с ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, не представило обоснование предложенной им цены контракта и, следовательно, в соответствии с прямым требованием Закона N 44-ФЗ законно признано уклонившимся от заключения контракта на поставку смеси сухой белковой композитной (Извещение N 0122200002522004462).
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховный суд Российской Федерации N 303-КГ 18-20816 от 20.12.2018 на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2018 по делу N А73-686/2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.09.2018, где суд указал, "что представленное самим обществом гарантийное письмо о наличии товара на его складе не соответствует требованиям, установленным п. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, и в отсутствие иных документов, подтверждающих обоснование значительно сниженной цены поставляемого товара, не может быть принято в качестве достаточного обоснования стоимости контракта".
Ссылка заявителя на решение Комиссии Хабаровского УФАС России от 04.07.2022 N РНП-27-273 по иной закупке несостоятельна, ввиду следующего.
Сам факт невключения Комиссией Хабаровского УФАС России сведений об уклонившемся участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков не свидетельствует о неправомерности действий комиссии по признанию такого участника закупки уклонившемся от заключения контракта, так как предметом рассмотрения Комиссии Хабаровского УФАС России при принятии решения о невключении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является установление фактов, свидетельствующих об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
При этом антимонопольным органом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" в связи с поступившим обращением заказчика о включении информации об ООО "Юнион" в реестр недобросовестных поставщиков по причине уклонения Общества от заключения контракта по итогам спорного аукциона проведена внеплановая проверка, по результатам которой принято решение о включении сведений об ООО "Юнион" (ИНН 9715404625), учредителе (генеральном директоре) Общества Исаевой Ларисе Владимировне (ИНН 190900932574) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (решение N РНП-359 от 10.08.2022).
Также несостоятельна ссылка заявителя на ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как положения указанной статьи применимы на стадии исполнения контракта, а не его заключения. В связи с чем, комиссией на основании прямого требования ст. 37 Закона N 44-ФЗ правомерно принято решение о признании ООО "Юнион" уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Юнион" на действия комиссии по признанию Общества уклонившимся от заключения контракта на поставку смеси сухой белковой композитной по закупке (Извещение N 0122200002522004462) по основанию: невыполнение требования п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ (непредоставление обоснования предлагаемой цены контракта согласно ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии:
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 августа 2022 г. N 7-1/198
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022