Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.
членов Комиссии:
- ведущего специалиста - эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Кальницкой А.С.,
- главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Шендрик Е.В.,
в присутствии представителей:
- заказчика - Краевое государственное унитарное предприятие "Камчатский водоканал" (далее - Заказчик) Баженова П.А. (по доверенности N 194 от 12.08.2022), Касперовича Т.Р. (по доверенности N 91 от 18.01.2022);
- заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Активпроект" (далее - Заявитель, ООО "Активпроект") Красильникова А.Е. (по доверенности от 11.01.2022),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при осуществлении закупки путем электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение проектных работ по объекту: "Реконструкция самотечного главного коллектора от 8 км. (камеры на перекрестке дорог Молчанова-Кавказская) до приемной камеры очистных сооружений "Чавыча" (закупка N 0538300000222000033) (далее - Работ) (далее - Закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем проведения ЭА на выполнение Работ (закупка N 0538300000222000033) (далее - Закупка). Извещение с прикреплёнными электронными документами о Закупке размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 28.07.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 40 883 700,00 рублей.
Перечень прикрепленных документов:
- Приложение N1. НМЦК,
- ПриложениеN2. НМЦК,
- Расчет НМЦК для сайта,
- Контракт реконструкция коллектор,
- Изображение схема начальной точки проектирования,
- Изображение схема конечной точки проектирования,
- Приложение N3 Обмен данными,
- Техническое задание,
- Приложение 1 к извещению Требования к заявке,
- Приложение 2 к извещению ОЗ ОИК ОГО.
Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 08.08.2022 NРИ1, на основании запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении Закупки.
Размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона NИИ1 с прикреплёнными электронными документами о Закупке размещены в ЕИС от 09.08.2022.
Перечень изменений, прикрепленных извещением о проведении электронного аукциона NИИ1:
- Расчет НМЦК для сайта,
- ПриложениеN2. НМЦК,
- ПриложениеN1. НМЦК,
- Контракт реконструкция коллектор,
- Изображение схема начальной точки проектирования,
- Изображение схема конечной точки проектирования,
- Приложение N3 Обмен данными,
- Техническое задание,
- Приложение 1 к извещению Требования к заявке,
- Приложение 2 к извещению ОЗ ОИК ОГО,
- ТУ 21-00409 12-02 от 12.07.2021. коллектор Молчанова-Кавказская
10.08.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя, поданная через ЕИС 09.08.2022, на действия Заказчика при разработке документации об ЭА.
По мнению Заявителя:
- требование о постоянном присутствии проектировщиков на территории Камчатского края в г. Петропавловске-Камчатском, является незаконным, не соответствует принципам обеспечения добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений,
- в общий срок выполнения работ по подготовке проектной документации не должны входить сроки заключения соглашений об установлении сервитута, поскольку для исполнителя и заказчика могут наступить неблагоприятные последствия, а именно для заказчика такие как - не достижение целей осуществления закупки, а для исполнителя - необоснованное применение штрафных санкций.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
На основании части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не предусмотрено установление требований к способу выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Предметом Закупки является выполнение проектных работ по объекту: "Реконструкция самотечного главного коллектора от 8 км. (камеры на перекрестке дорог Молчанова-Кавказская) до приемной камеры очистных сооружений "Чавыча", что в свою очередь является выполнением проектных работ по линейному объекту.
Из содержания пункта 38 Раздела 3 Технического задания следует, что "Проектная организация, при выполнении проектных работ, обязана обеспечить постоянное присутствие проектировщиков на территории Камчатского края в г. Петропавловске-Камчатском"
При рассмотрении настоящей жалобы представитель Заказчика пояснил, что данный пункт сформирован, исходя из потребностей Заказчика, для обеспечения эффективного выполнения работ по Объекту, в том числе получения непосредственно подрядчиком необходимых согласований межведомственной комплексной комиссии, связанных с инженерными коммуникациями, получения технических условий и т.п., а также определенно в целях защиты, как прав заказчика так и подрядчика (обеспечения своевременного исполнения контракта, оперативного взаимодействия, ввиду нахождения проектируемого объекта на территории Камчатского края).
Кроме того, указанное положение не является требованием к участнику закупки, не определено извещением о закупке, а является условием исполнения задания Заказчика, с учетом нужд и положений статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что положения статьи 33 Закона о контрактной системе, не позволяют Заказчику определять в извещении требования к способу выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частью 7 пункта 45 Раздела 3 Технического задания установлено, что "Подрядчик от лица Заказчика на основании доверенности заключает соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящегося в частной собственности или долгосрочной аренде, проводит собрания собственников многоквартирных жилых домов".
Заказчик, установив обязанность в пункте 38, части 7 пункта 45 Раздела 3 Технического задания в том, что
- "Проектная организация, при выполнении проектных работ, обязана обеспечить постоянное присутствие проектировщиков на территории Камчатского края в г. Петропавловске-Камчатском" (пункт 38 Раздела 3 Технического задания),
- "Подрядчик от лица Заказчика на основании доверенности заключает соглашения об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящегося в частной собственности или долгосрочной аренде, проводит собрания собственников многоквартирных жилых домов" (часть 7 пункта 45 Раздела 3 Технического задания), минуя запрет установленный в части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, на установления требований к способу выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом, тем самым нарушил часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы о требовании постоянного присутствия проектировщиков на территории Камчатского края в г. Петропавловске-Камчатском, является незаконным, не соответствует принципам обеспечения добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, а также о включении в общий срок выполнения работ по подготовке проектной документации не должны входить сроки заключения соглашений об установлении сервитута, поскольку для исполнителя и заказчика могут наступить неблагоприятные последствия, а именно для заказчика такие как - не достижение целей осуществления закупки, а для исполнителя - необоснованное применение штрафных санкций, является обоснованным.
Выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ А.С. Кальницкая
____________________ Е.В. Шендрик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 17 августа 2022 г. N 041/06/33-321/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022