Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:
председатель Комиссии:
Павленко А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,
члены Комиссии:
Меджидов Р.Г. - начальник отдела антимонопольного контроля,
Улупов К.О. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок,
при участии посредством видеооконференц-связи представителей Тверского филиала Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя" (далее - Заказчик): * (по доверенности).
представители ООО "Контракт" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, жалобу Общества и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 17.08.2022 поступила жалоба Заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона действия/бездействие Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту канализационной насосной станции (КНС) расположенной по адресу: г. Тверь, ул. Кривичская, д.12 (извещение от 10.08.2022 N 0836400000222000063 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
По мнению Заявителя
- Заказчиком в документации об Аукционе установлены незаконные требования к содержанию заявки участника;
- Заказчиком излишне установлено требование в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571)
- в проекте контракта отсутствует указание на начисление пеней в отношении Заказчика.
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 10.08.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 848 040,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 18.08.2022, по истечении срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе не подано ни одной заявки, Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии подпунктом 3 пункта 1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
Заказчиком установлены излишние требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, что противоречит нормам законодательств о контрактной системе. Предложение участника о цене контракта требуется при проведении конкурса или запроса котировок, а не электронного аукциона.
Кроме того, проанализировав Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, установленные Заказчиком, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком полностью скопирована часть 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, без указания конкретных требований к составу заявки участников.
Заказчик обязан однозначно определить в извещении о проведении Аукциона требования к составу заявки. Извещение должно содержать четкие требования, а не слепое дублирование положений нормативно-правовых актов.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод жалобы является обоснованным.
2. В жалобе отмечается, что в извещении установлено два требования применительно ко включению участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
При этом, требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571 не запрещает заказчику реализовать свое право установить требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установление заказчиком в извещении об осуществлении закупки требований в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571 не противоречит положениям закона о контрактной системе, не ограничивает количество участников закупки.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы, в проекте контракта отсутствует указание на начисление пеней в отношении Заказчика.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системы, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проанализировав положения проекта контракта, являющегося приложением к извещению о проведении Аукциона, Комиссия приходит к выводу, что раздел 11 "Ответствееность сторон" проекта контракта не содержит требований о начислении пеней в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 4 и 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования частей 4 и 5 статьи 34, а также части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что Аукцион признан несостоявшимся.
4. Передать материалы дела 05-6/1-156-2022 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 23 августа 2022 г. N 05-6/1-156-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022