Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 августа 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГБУЗ ПО "Псковской областной клинической больницей" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Индивидуального предпринимателя Кутеповой Ирины Витальевны, (121471, г.Москва, ул.Багрицкого д.51, кв.83; ИНН 773125200808), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги для офисной техники белая (идентификационный номер: 1442-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321001419),
УСТАНОВИЛА:
10 августа 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя Кутеповой Ирины Витальевны, (121471, г.Москва, ул.Багрицкого д.51, кв.83; ИНН 773125200808), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги для офисной техники белая (идентификационный номер: 1442-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321001419).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 17 августа 2022 года в 10 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 16.08.2022 в 15.00.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157200000321001419 о проведении совместного электронного аукциона - 22.12.2021 15:22.
2) Начальная (максимальная) цена контрактов - 7 907 952,80 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.01.2022 N0157200000321001419-6 подано 3 заявки, одна отклонена , в связи с непредставлением документов, победителем признана ИП Кутепова И.В..
5) 24.01.2022 Заказчиком заключен государственный контракт N015/22А1442СТ/2 на поставку бумаги для офисной техники белой с ИП Кутеповой И.В., с ценой контракта 577 086 рублей (пятьсот семьдесят семь тысяч восемьдесят шесть) рублей 72 копейки.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта поставщик обязуется на условиях настоящего контракта осуществить поставку бумаги для офисной техники белой (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Пунктом 3.1. контракта установлено, что поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику в соответствии со спецификацией (Приложение N1 к настоящему Контракту), по заявке Заказчика в течение 30 календарных дней с даты поступления такой заявки, но не ранее 11.01.2022 года. Поставка товара разовая.
18.03.2022 по телефону Заказчик передал заявку на поставку товара.
23.03.2022 оформил заявку письменно и направил на электронную почту Индивидуальному предпринимателю.
23.03.2022 (вх.N996) Индивидуальный предприниматель предложил расторгнуть контракт, в связи с невозможностью поставки товара, поскольку производитель офисной бумаги НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус" не осуществляет отгрузку.
20.04.2022 (исх.N1252а) Заказчик отказался расторгать контракт.
21.04.2022 (исх.N1290) Заказчик уведомил о нарушении обязательства по контракту.
25.04.2022 (исх.б/н) Индивидуальный предприниматель предложила изменить существенные условия контракта, в части цены контракта в сторону увеличения более, чем на 50%.
29.04.2022 (исх.N1361) Заказчик сообщил, что проект изменений в контракт (увеличение до 1 152 000,00 руб.) направлен на согласование в Комитет по здравоохранению Псковской области.
15.06.2022 (исх.N1771) Заказчик уведомил Индивидуального предпринимателя о нарушении обязательств по контракту.
20.05.2022 (исх.N1558) Заказчик сообщил, что Комитетом по здравоохранению Псковской области изменение существенных условий (цены контракта) не согласовано.
29.06.2022 (исх.N1913) Заказчик направил претензию в адрес Индивидуального предпринимателя.
29.06.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх.N1910).
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.2. контракта, расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
29.06.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещает в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о контрактах", заказным письмом (почтовый идентификатор 18000729340882) и по электронной почте.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Индивидуальный предприниматель в письменных объяснениях указл на то, что сложившаяся ситуация на рынке офисной бумаги не позволила планировать дальнейшие поставки, поскольку товар долго время совсем отсутствовал, а в настоящее время превышает стоимость в 2 раза. Причиной послужило перебои в поставке критически важного сырья из стран Европы.
Комиссия, учитывая материалы дела, а также, увеличение стоимости товара (бумаги), которая на протяжении длительного периода являлась стабильно и не подвержена изменению на торгах (биржах), как иные товары (н-р дизельное топливо), а также тот факт, что из 33 заключенных по итогам совместных торгов контрактов, исполнены 25, до марта 2022 года, считает действия Индивидуального предпринимателя добросовестными и не свидетельствующими о виновном уклонении от исполнения контракта.
Более того, возможные убытки в виде исполнения контракта по увеличенной цене товара, с учетом дохода за 2021 год индивидуального предпринимателя, могли существенно отразится на финансовом состоянии либо привести к прекращению предпринимательской деятельности.
Представитель Заказчика не настаивала на включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Индивидуальном предпринимателе,
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения ГБУЗ ПО "Псковской областной клинической больницы" в отношении Индивидуального предпринимателя Кутеповой Ирины Витальевны, (121471, г.Москва, ул.Багрицкого д.51, кв.83; ИНН 773125200808), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку бумаги для офисной техники белая (идентификационный номер: 1442-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000321001419) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 22 августа 2022 г. N РНП 060/104-325/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022