Резолютивная часть решения оглашена 23 августа 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным учреждением - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Мугавтейле" (адрес: 182106, Псковская обл., Вели-кие Луки г, Герцена ул., дом 15/5, квартира 12; ИНН 6025051897), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на техническое обслуживание кондиционеров (номер извещения: 0257100000122000043),
УСТАНОВИЛА:
17 августа 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Мугавтейле" (адрес: 182106, Псковская обл., Вели-кие Луки г, Герцена ул., дом 15/5, квартира 12; ИНН 6025051897), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на техническое обслуживание кондиционеров (номер извещения: 0257100000122000043).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 23 августа 2022 года в 12 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0257100000122000043 о проведении электронного аукциона - 24.03.2022 17:02.
2) Начальная (максимальная) цена контрактов - 122 850,27 рублей.
3) Оператор электронной площадки - РТС-тендер.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2022 NИЭА1 подано 4 (четыре) заявки, победителем признана заявка N111607322.
5) 18.04.2022 Заказчиком заключен государственный контракт N1-47 на техническое обслуживание кондиционеров с ООО "Мугавтейле", с ценой контракта 116 707 (Сто шестнадцать тысяч семьсот семь) рублей 23 копейки.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию кондиционеров, именуемые в дальнейшем "работы (услуги)", в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническими требованиями (Описанием объекта закупки) (Приложение N 1) со всеми приложениями, Калькуляцией (Приложение N 2), прилагаемыми к Контракту и являющимися его неотъемлемой частью, и сдать результаты выполненных работ (оказанных услуг) Заказчику.
Место выполнения работ (оказания услуг):
- Псковская область, г. Великие Луки, ул. Комсомольская, д.27а;
- Псковская область, Опочецкий район, г. Опочка, ул. Красногородская, д. 8/12;
- Псковская область, Красногородский район, р.п. Красногородск, ул. Советская, д. 24;
- Псковская область, Пушкиногорский район, п. Пушкинский Горы, ул.Пушкинская, д. 28;
- Псковская область, Новоржевский район, г. Новоржев, ул. Германа, д. 56;
- Псковская область, Бежаницкий район, р.п. Бежаницы, ул. Комсомольская, д. 6;
- Псковская область, Невельский район, г. Невель, ул. М.Маметовой д.7;
- Псковская область, Пустошкинский район, г. Пустошка, ул. Первомайская д.21;
- Псковская область, Себежский район, г. Себеж, ул. Пролетарская д.40;
- Псковская область, р.п. Кунья, ул. Советская д.19;
- Псковская область, р.п. Локня, ул. Первомайская, д. 47Б;
- Псковская область, г. Новосокольники, ул. Тихмянова, д.12.
Срок выполнения работ (оказания услуг): с момента заключения государственного контракта по 23.12.2022 года.
В рамках технического обслуживания кондиционеров необходимо выполнить следующие мероприятия:
1. Внешний осмотр на предмет механических повреждений корпуса и узлов кондиционера.
2. Проверка работы оборудования на наличие шумов, посторонних звуков и вибраций.
3. Очистка и продувка дренажной системы внутреннего блока, чистка лотка сбора конденсата.
4. Очистка воздухозаборных решеток и воздушных фильтров внутреннего блока кондиционера, при необходимости замена фильтров - сломанных, деформированных.
5. Проверка давления хладагента в системе, заправка по необходимости за счет средств Исполнителя.
6. Очистка радиаторов внутренних блоков.
7. Очистка радиаторов внешних блоков.
8. Проверка надежности крепления наружного и внутреннего блоков кондиционера.
9. Проверка состояния теплообменников секций охлаждения и нагрева.
10. Регулировка натяжения ремней и проверка вручную свободного хода вентиляторов.
11. Регулировка установок приборов автоматики и проверка работы регуляторов.
12. Зачистка и заделка участков с коррозионным повреждением.
13. Проверка работы контактов.
14. Проверка масляной системы холодильных установок.
15. Проверка блоков управления, питания и состояния защитных устройств.
16. Проверка заземляющих устройств.
17. Проверку и ремонт запорной регулирующей арматуры.
18. Проверка работы жалюзи с электромеханическим приводом
19. Тестирование кондиционера во всех режимах, проверка исправности системы индикации режимов. При необходимости ремонт кондиционера, без замены вышедших из строя деталей.
Порядок и регламенты технического обслуживания кондиционеров:
Регламент N1 (техническое обслуживание по заявкам).
Техническое обслуживание кондиционеров по заявкам Заказчика проводить в случае необходимости, вызванной его неудовлетворительной работой или неисправностью, с проведением ремонтно-восстановительных работ.
Регламент N2 (плановое техническое обслуживание кондиционеров и сплит-систем проводится 2 (два) раза в год: май, октябрь).
При необходимости проведения сложных регулировок в помещении Исполнителя, кондиционер доставляется силами Заказчика или Исполнителя по взаимному согласованию.
Исполнитель обязан выполнять работы (оказывать услуги) без нарушения рабочего режима Заказчика, обеспечить выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением установленных правил техники безопасности, противопожарных мероприятий, в соответствии с действующими стандартами, утвержденными на данный вид работ (услуг), техническими условиями, нормами и правилами производства выполнения работ (оказания услуг) и согласно требованиям паспортных данных и инструкциям по эксплуатации оборудование.
Согласно пункту 3.1 контракта Заказчик осуществляет оплату выполненных работ (оказанных услуг) по факту выполнения работ (оказания услуг) в полугодие в полном объеме в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания Заказчиком без замечаний документа о приемке выполненных работ (оказанных услуг). Оплата осуществляется на основании оформленных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и представленных счета (счета-фактуры, универсального передаточного документа) и подписанного обеими сторонами контракта без замечаний документа о приемке выполненных работ (оказанных услуг).
21.06.2022 (исх.N18-23/19959) Заказчик направил Обществу письмо о том, что по состоянию на 21.06.2022 работы исполнены частично в рамках планового технического обслуживания в 7 (семи) зданиях, при этом часть работ не была исполнена.
12.07.2022 (исх.N18-23/23522) Заказчик направляет Обществу претензию о неисполнении обязательств по контракту.
12.07.2022 письмо от Общества о том, что в ближайшее время устранять нарушения.
13.07.2022 письмо от Общества с просьбой приостановить действие контракта по согласию обеих сторон, в связи с нарушениями законодательства РФ.
03.08.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.08.2022 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.12. контракта расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Расторжение контракта допускается в связи с односторонним отказом от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 12.13. контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
03.08.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.08.2022 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия, учитывая материалы дела, представленные Обществом акты выполненных работ, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, сведения в отношении Общества в Управление ранее не поступали, кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту, а мера в виде включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года является несоразмерной цене контракта (116 707,23 рублей).
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, предоставленные Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области в Общества с ограниченной ответственностью "Мугавтейле" (адрес: 182106, Псковская обл., Вели-кие Луки г, Герцена ул., дом 15/5, квартира 12; ИНН 6025051897), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на техническое обслуживание кондиционеров (номер извещения: 0257100000122000043) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 23 августа 2022 г. N РНП 060/95-338/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022