Резолютивная часть решения оглашена "22" августа 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - Е.А. Гречишникова,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии на рассмотрении дела представителей:
МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" (далее - Заказчик) <_.>,
ООО "ВолгаПром" (далее - Общество, Подрядчик) <_>,
ООО "Гидропроект" - <_>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа ООО "ВолгаПром" от 01.08.2022 от исполнения контракта от 26.05.2022 N 04/22 на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км. (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области",
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" (вх. от 15.08.2022 N 890-ЭП/22) о направлении сведений об ООО "ВолгаПром" (410019, г. Саратов, ул. Танкистов, д. 50, ИНН 6443018939) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом ООО "ВолгаПром" от 01.08.2022 от исполнения контракта от 26.05.2022 N 04/22 на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км. (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области", в связи с существенным нарушением Заказчиком условий контракта.
Заказчик представил предусмотренные Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 документы и сведения.
ООО "ВолгаПром" сообщило, что в связи с наличием недостатков в проектной документации, длительным согласованием Заказчиком внесения изменений в проектную документацию и не предоставлением Заказчиком необходимых документов, предусмотренных контрактом от 26.05.2022 N 04/22 и действующим законодательством, Подрядчик 01.08.2022, руководствуясь ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе и пп. 15.5, 15.6 контракта, ст. 450, п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719 Гражданского кодекса РФ, принял о решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.05.2022 N 04/22. Представлены подтверждающие документы и переписка сторон.
Заказчик возражает позиции Подрядчика, представил в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по доводам Подрядчика, изложенным в решении от 01.08.2022 об одностороннем расторжении контракта (вх. от 19.08.2022 N 1002-ЭП/22). Заказчик считает, что отсутствовали основания для принятия Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку Заказчик своевременно направлял Подрядчику письменные разъяснения и совершал действия для разрешения обстоятельств, указанных Подрядчиком и препятствующим ему в осуществлении начала работ на объекте. В материалы дела представлена переписка сторон.
Рассмотрение дела проводилось 19.08.2022, продолжилось 22.08.2022 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своих полномочий в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа ООО "ВолгаПром" от 01.08.2022 от исполнения контракта от 26.05.2022 N 04/22, рассмотрев материалы Заказчика и Подрядчика, а также документы закупки и другие материалы дела, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003022001253 МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" 26.05.2022 заключило с ООО "ВолгаПром" контракт N 04/22 на выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км. (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области" на сумму 151 499 672,18 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить подрядные (строительные) работы для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км. (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области" и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, заявкой (окончательным предложением) Подрядчика".
Согласно п. 1.2 контракта: "Виды и объем выполняемых работ, указанных в пункте 1.1. настоящего Контракта: согласно документации (приложение N 3 к Контракту).
Наименование вида работ |
Единица измерения |
Объем |
выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км. (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области" - I этап выполнения контракта |
шт. |
1 |
выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км. (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области" - II этап выполнения контракта |
шт. |
1 |
выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км. (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области" - III этап выполнения контракта |
шт. |
1 |
выполнение подрядных (строительных) работ для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту: "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км. (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области" - IV этап выполнения контракта |
шт. |
1 |
Итого: |
1 |
Проектная документация "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км. (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области", по тексту Контракта - документация, представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объекта капитального строительства".
Согласно п. 4.2 контракта: "Срок выполнения работ: начало выполнения работ: 01.07.2022. Общий срок выполнения работ: 485 календарных дней, включая сдачу-приемку работ в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N4 к Контракту).
Согласно п. 2.4 контракта: "Размер аванса по Контракту составляет 50%.
Аванс в размере 50% от стоимости I этапа выполнения Контракта выплачивается в срок не более 10 рабочих дней с даты заключения Контракта.
Аванс в размере 50% от стоимости II этапа выполнения Контракта выплачивается в срок не более 10 рабочих дней с даты заключения Контракта.
Аванс в размере 50% от стоимости III этапа выполнения Контракта выплачивается в срок не более 10 рабочих дней с даты заключения Контракта.
Аванс в размере 50% от стоимости IV этапа выполнения Контракта выплачивается в срок не более 10 рабочих дней с даты заключения Контракта.
В случае если соответствующих лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Заказчика, недостаточно для выплаты авансового платежа в 2022 году, выплата части такого авансового платежа в оставшемся размере выплачивается не позднее 01.02.2023 без подтверждения выполнения работ в объеме ранее выплаченного авансового платежа".
Представители Подрядчика на рассмотрении дела сообщили, что по состоянию на 1 августа 2022 года Заказчиком не были выполнены условия рассматриваемого контракта, о чем Общество неоднократно уведомляло Заказчика. Представлены подтверждающие письма Подрядчика, направленные в адрес Заказчика. Наличие недостатков в проектной документации (далее - ПСД), длительное согласование Заказчиком внесения изменений в проектную документацию и не предоставление Заказчиком необходимых документов, предусмотренных контрактом от 26.05.2022 N 04/22 и действующим законодательством, явилось основанием для принятия Подрядчиком 01.08.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.05.2022 N 04/22 в связи с существенным нарушением Заказчиком условий контракта, по следующим основаниям.
1. Подрядчику не была передана в полном объеме проектная документация со штампом "В производство работ", о чем Подрядчик сообщал Заказчику в письме от 30.06.2022 исх. N 36.
Ранее, в письме от 30.05.2022 исх. N 18 ООО "ВолгаПром" просило Заказчика передать необходимую документацию по перечню, указанному в письме (проектную (рабочую) документацию со штампом "В производство работ", разрешительную документацию на строительство объекта, приказы о назначении ответственных лиц при строительстве объекта, акт приема-передачи строительной площадки). Указанная документация не была передана Подрядчику.
Представитель Подрядчика пояснил, что ПСД с внесенными Заказчиком изменениями станет пригодной для использования при производстве работ лишь после получения положительного заключения государственной экспертизы, которое в настоящее время отсутствует.
2. Заказчиком не устранены ошибки в ПСД, выявленные ООО "ВолгаПром" и указанные в письме Общества от 20.06.2022 N 27, которые не позволяют приступить к выполнению работ по контракту.
В письме от 20.06.2022 N 27 Подрядчик сообщил Заказчику, что обнаружены ошибки в проектной документации в разделах ППО.1-СПС ул. Агапкина, ППО.1-СПС ул. Магистральная, ППО ул. Киквидзе. Также Подрядчиком выявлены несоответствия разделов проектной документации и локально-сметных расчетов N 02-01-01-1, 02-01-01-2, 02-03-01, о чем Подрядчик сообщал Заказчику в письме от 20.06.2022 N 27. Не устраненные ошибки в ПСД приводят к невозможности приступить Подрядчику к выполнению работ по I, II, III, IV этапам контракта.
Несмотря на вышеуказанные недостатки, обнаруженные в ППО.1-СПС ул. Агапкина, ППО.1-СПС ул. Магистральная, ППО ул. Киквидзе, согласно письму Заказчика от 24.06.2022 N 873 изменена и направлена на прохождение государственной экспертизы только проектная документация III этапа по ул. Киквидзе, а проектная документация по ул. Агапкина и ул. Магистральная на прохождение государственной экспертизы не направлялась, что препятствует ООО "ВолгаПром" приступить к исполнению контракта.
27 июля 2022 года для ознакомления на электронною почту Подрядчика была направлена откорректированная проектная документация только по ул. Магистральная. Сделанная корректировка проектной документации предусматривает замену материала футляров из трубы ПЭ 100 SDR11-630x57.2 на стальную трубу 530x7,0, что недопустимо в связи с тем, что проектная документация прошла государственную экспертизу с выдачей положительного заключения государственной экспертизы N 68-1-1-3-065026-2021 от 05.11.2021, в котором отражено, что переходы выполняются бестраншейным способом - методом ГНБ с установкой футляров из полиэтиленовых труб ПЭ 100 SDR11-630x57.2. Также в положительном заключении государственной экспертизы и разрешении на строительство от 03.08.2022 указана длина линейного участка (рабочая труба) по ул. Магистральная из трубы ПЭ 100 SDR17-315x18.7 L=2055-м, однако в корректировке проектной документации шифр NТКР-3.1-НВ лтст.4 указана длина трубы ПЭ 100 SDR17-315x18.7 L=2061-м, что является нарушением, так как меняется основной технический параметр линейного объекта, а именно "длина" по ул. Магистральная.
Изменения проектной документации по ул. Агапкина и изменения по ул. Киквидзе в адрес ООО "ВолгаПром" не направлялись.
В письме от 24.06.2022 N 873 Заказчик утверждает, что направил исправленную проектную документацию по ул. Киквидзе для прохождении повторной государственной экспертизы. Согласно Постановлению Правительства N 1315 от 09 августа 2021 года и п. 45 (14) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства N 145 от 05 марта 2007 года, срок прохождения повторной государственной экспертизы проектной документации не может превышать 14 рабочих дней. Следовательно, новая ПСД, прошедшая повторную государственную экспертизу с отметкой "В производство работ" должна была быть передана ООО "ВолгаПром" не позднее 15 июля 2022 года. На момент расторжения контракта проектная документация не была передана Подрядчику.
3. Подрядчику своевременно не было передано разрешение на строительство объекта, о чем свидетельствует письмо Подрядчика от 30.06.2022 N 36.
5 августа 2022 г. в адрес ООО "ВолгаПром" по электронной почте от Заказчика поступило письмо от 05.08.2022 исх. N 1114, содержащее разрешение на строительство объекта N 68-00-001-2022 от 03 августа 2022 года, которое имеет ошибки, а именно: прописана марка трубы ПЭ 100 ЫВК17- 225x13,4, что не соответствует ГОСТу 18599-2001 в части обозначения труб. Общество считает, что разрешение на строительство N 68-00-001-2022 от 03.08.2022 оформлено с нарушениями, что делает его недействительным.
4. ООО "ВолгаПром" не переданы копии технических условий и разрешение на использования земельного участка для размещения сети водоснабжения, временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, о чем свидетельствует письмо Подрядчика от 30.06.2022 исх. N 36.
Согласно п. 2 Приложения N 4 к Контракту: "Передача Подрядчику следующей документации: копии разрешения на строительство объекта, копии технических условий и разрешения использования земельного участка для размещения сети водоснабжения, временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства - 20 дней".
Однако Заказчик в течении 20 календарных дней с момента заключения контракта не передал Подрядчику копии разрешения на строительство объекта, копии технических условий и разрешения на использования земельного участка для размещения сети водоснабжения, временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, что явилось препятствием для начала работ на объекте.
5. Подрядчику не передана строительная площадка по акту о соответствии земельного участка условиям контракта, что подтверждает письмо Подрядчика от 30.06.2022 исх. N 36.
Письмом от 14.06.2022 N 25 ООО "ВолгаПром" известило Заказчика о том, что 15 и 16 июня 2022 года будут производиться работы по освидетельствованию геодезической разбивочной основы и разбивке осей на местности. В ходе производства вышеуказанных работ были выявлены недостатки, которые нашли отражение в представленном Заказчиком проекте Акта приема-передачи строительной площадки (акт о соответствии земельного участка условиям контракта) от 16.06.22 (приложение к письму Заказчика исх. N 873 от 24 июня 2022 года). Согласно указанному Акту Заказчик не передал, а Подрядчик не принял строительную площадку, расположенную по адресам: Донской сельсовет Тамбовского района Тамбовской области, г. Тамбов улицы Магистральная, Бастионная, Киквидзе, Рылеева, Запрудная общей площадью 43 018 м.кв. (далее - земельный участок) под строительство объекта: "Реконструкция водозаборного узла N6 и системы очистки с прокладкой водовода Dy 600 мм L- 3,7 км от водозаборного узла N6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160- 300 мм L- 5,3 км (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области". Данный земельный участок предлагался к передаче ООО "ВолгаПром" с недостатками.
Согласно п.1 Приложения N 4 к контракту: "Подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта: 20 дней". Согласно п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Общество считает, что земельный участок, предложенный к передаче ООО "ВолгаПром", не соответствует условиям контракта, условиям ПСД и требованиям законодательства РФ.
6. Заказчиком не сформированы в полном объеме земельные участки на территории, на которых будет осуществляться строительство, что нарушает условия муниципального контракта и положения Градостроительного кодекса РФ, о чем Подрядчик сообщал Заказчику в письме исх. N 36 от 30 июня 2022 года.
Данный факт подтверждается тем, что участок согласно акту от 16.06.2022 передавался не полностью, за исключением частей участков с кадастровыми номерами 68:20:3661003:61, 68:20:0000000:3238, 68:29:0302001:96 площадями 4302 м кв., 8565 м кв., 50 м кв. соответственно (будут переданы дополнительно), а согласно информации из общедоступных источников (публичная кадастровая карта) площадь участков с кадастровыми номерами 68:20:3661003:61, 68:20:0000000:3238, 68:29:0302001:96 составляет 434 300 м. кв., 67 624 061 м кв., 1 509 м. кв. соответственно и их частичная передача невозможна.
Также отсутствует документальное подтверждение, что Заказчик сообщил ООО "ВолгаПром" о всех обременениях на передаваемый земельный участок. Данный факт косвенно подтверждается информацией из общедоступных источников (публичная кадастровая карта) в части того, что участок под кадастровым номером 68:29:0304012:5 находится в частной собственности и разрешающих документов на использование данного участка для производства работ Заказчиком предоставлено не было.
7. Заказчиком в нарушение условий п. 2.4 муниципального контракта от 26.05.200 N 04/22 не перечислен Подрядчику аванс по данному контракту, о чем Подрядчик сообщал Заказчику в письмах от 10.06.2022 N 06-06/22; от 30.06.2022 исх. N 36.
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 15.5 контракта "Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон по решению суда либо в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Согласно п. 15.6 контракта: "Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, в порядке установленном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе при отступлении Подрядчиком в работе от условий Контракта или при иных недостатках результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми".
Согласно п. 3 ст. 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
01.08.2022 на основании ч. 19 статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 15.5, 15.6 контракта, ст. 450, п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719 Гражданского кодекса РФ Подрядчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.05.2022 N 04/22 в связи с существенным нарушением Заказчиком условий контракта.
Согласно ч. 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям ЕИС решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 01.08.2022 и получено Заказчиком 01.08.2022. В силу ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе контракт считается расторгнутым 12.08.2022.
Представители Заказчика в ходе рассмотрения дела пояснили, что от ООО "ВолгаПром" неоднократно поступали письма, в которых Подрядчик ссылался на обстоятельства, препятствующие началу работ, на которые Заказчик своевременно давал разъяснения и проводил совещания с участием представителей Подрядчика, на которых принимались совместные решения по вопросам, изложенным в обращениях ООО "ВолгаПром".
Письмом (от 30.05.2022 исх. N 18) ООО "ВолгаПром" потребовало передать необходимую документацию для начала производства работ. Письмом (от 20.06.2022 исх. 27) Подрядчик потребовал внести изменения в проектную документацию в части проектных решений по способам прокладки и смещению трассы в пределах полосы отвода, предусмотренной проектом из-за зеленых насаждений. Заказчик письмом от 24.06.2022 исх. N 872 сообщил Подрядчику, что его предложения направлены для рассмотрения в проектную организацию, представитель Подрядчика вызван для участия в совещании по рассмотрению данных предложений. Письмом от 24.06.2022 исх. N873 Заказчик сообщил о готовности передать проектную документацию со штампом "В производство работ" за исключением раздела по ул. Киквидзе, который был изменен в части места положения приямка под прокол и находился на государственной экспертизе проектной организации. На совместном совещании Подрядчик отказался от приемки документации со штампом "В производство работ" до получения положительного заключения государственной экспертизы на раздел по ул. Киквидзе.
01.06.2022 Заказчик направил по электронной почте проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы от 05.11.2021 N 68-1-1-3-065026-2021, а также Подрядчику предложено было провести подготовительные работы: установить ограждение, IP-камеры, информационные щиты.
Письмом от 30.06.2022 N36 Подрядчик потребовал передать ему разрешение на строительство, копии технических условий, разрешения на использование земельного участка для размещения сети водоснабжения, временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с ПОС. Копии технических условий входят в том "Пояснительная записка" (стр. 20, 25, 36, 39, 51), который передавался в составе проектной документации со штампом "В производство работ" и который Подрядчик отказался принять до получения положительного заключения проектной документацией по ул. Киквидзе, которая также являлась частью приложения N 3 к муниципальному контракту, заключенному Подрядчиком.
Относительно не передачи разрешений на использование земельного участка для размещения сети водоснабжения Заказчик пояснил, что возможность использовать земельные участки для прокладки водовода подтверждается разрешением на строительство объекта. Передачу Заказчиком Подрядчику правоустанавливающих документов на земельные участки муниципальный контракт от 26.05.2022 N04/22 не предусматривает. Кроме того, 26.06.2022 приказом Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области N 1.44-0 утвержден проект планировки и межевания территории по объекту: "Реконструкция водозаборного узла N 6 и системы очистки с. прокладкой водовода Dy 600 мм L-3,7 км от водозаборного узла N 6 до пересечения улиц Рылеева и Запрудная и водовода Dy 160-300 мм L-5,3 км (соединение водоводов по ул. Магистральной, Бастионной, Киквидзе) г. Тамбова Тамбовской области".
В соответствии с ч. 7.3 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство объектов местного значения, если строительство будет осуществляться на участках, образуемых из участков государственной/муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, выдается на основании утвержденного проекта планировки и межевания. Вместо правоустанавливающих документов на земельные участки к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются реквизиты утвержденного проекта межевания территории либо схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Таким образом, возможность использования земельных участков государственной и муниципальной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена, под прокладку водовода подтверждается помимо разрешения на строительство утвержденным проектом планировки и межевания.
На решение Подрядчика об одностороннем отказе от 01.08.2022 Заказчиком был дан мотивированный ответ от 09.08.2022 исх. N 1119, в котором Заказчик указывал следующее:
1. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы от 05.11.2021 N 68-1-1-3-065026-2021, со штампом "В производство работ" была подготовлена, однако представитель ООО "ВолгаПром" отказался от получения тех разделов, в которые вносились изменения и находятся на государственной экспертизе. В связи с чем МКУ "ИСЦ" повторно предлагал подрядчику получить проектную документацию в полном объеме со штампом "В производство работ" в редакции положительного заключения государственной экспертизы от 05.11.2021 N 68-1-1-3-065026-2021.
2. Проектная документация не содержит ошибок. В проектную документацию были внесены изменения по обращению ООО "ВолгаПром" от 20.06.2022 исх. N27, не препятствующие выполнению работ на неизмененных участках. Изменения затрагивают отдельные участки трассы и направлены для прохождения государственной экспертизы проектной документации.
3. Разрешение на строительство N68-000-001-2022 выдано 03.08.2022 и копия разрешения направлена Подрядчику письмом от 05.08.2022 исх. N1114.
4. Технические условия включены в состав проектно-сметной документации (документации об аукционе), раздел проекта "Пояснительная записка".
5. ООО "ВолгаПром" были направлены документы о передаче строительной площадки в приложении к письму Заказчика от 24.06.2022 исх. N 873. В приеме площадки ООО "ВолгаПром" необоснованно отказало письмом от 30.06.2022 исх. N36, указав: "при отсутствии проектной документации III этапа по ул. Киквидзе и положительного заключения государственной экспертизы приемка строительной площадки невозможна так, как это приведет к нарушению ООО "ВолгаПром" строительных норм и правил, закрепленных законодательством РФ", т. е. по причине изменения трассировки на части трассы, которая производится по обращению Подрядчика. Изменения в проектной документации в части смещения отдельных участков трассы и приямка под прокол, направленные на государственную экспертизу, не являются основанием для отказа от приемки трассы объекта (строительной площадки) в целом и выполнения работ. Технология выполнения работ позволяет осуществлять прокладку водовода поэтапно, на отдельных участках с их последующим соединением, а также с разных точек с последующим соединением отрезков.
6. Заказчик не несет обязательств по уплате аванса в 2022 году, так как муниципальным контрактом от 26.05.2022 N 04/22 предусмотрен перенос уплаты аванса на 2023 год при отсутствии финансирования в 2022 году, о чем было разъяснено Подрядчику письмом от 30.06.2022 исх. N 907. Выплата аванса в 2023 году не является нарушением условий муниципального контракта.
Заказчик считает, что ООО "ВолгаПром" имело возможность приступить к подготовительным работам с 01.07.2022, которые возможно производить до выдачи разрешения на строительство объекта, а с 05.08.2022 к выполнению работ на участках объекта в соответствии с проектом планировки и межевания.
Антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Проанализировав материалы дела в совокупности и системной взаимосвязи, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в пп. "в" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, поскольку ООО "ВолгаПром" предпринимались меры для исполнения условий контракта.
Общество сообщало Заказчику о возникающих препятствиях до начала выполнения работ по контракту, что подтверждается материалами дела.
Наличие возникающих препятствий к надлежащему исполнению контракта подтверждается возникшей в ходе исполнения контракта необходимостью корректировки проектной документации, что привело к невозможности приступить Подрядчику к выполнению работ в установленный контрактом срок 01.07.2022.
Согласно пояснений представителя ООО "Гидропроект", данных в ходе рассмотрения дела, проектной организацией подготовлена откорректированная проектная документация с учетом указанных замечаний Подрядчика, которая в настоящее время не прошла государственную экспертизу.
Разрешение на строительство объекта N 68-00-001-2022 от 03 августа 2022 года было передано Подрядчику только 05.08.2022, в нарушение п. 2 приложения N 4 к контракту от 26.05.2022 N 04/22, что препятствовало Подрядчику своевременно приступить к выполнению работ по контракту.
Выявленные Подрядчиком несоответствия разделов проектной документации и локально-сметных расчетов N 02-01-01-1, 02-01-01-2, 02-03-01, о чем Подрядчик сообщал Заказчику в письме от 20.06.2022 N 27, не устранены, что препятствовало Подрядчику приступить к выполнению работ по I, II, III, IV этапам контракта.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства при исполнения Подрядчиком рассматриваемого контракта, Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в действиях ООО "ВолгаПром" виновного недобросовестного характера, свидетельствующего об умышленных действиях, направленных на неисполнение муниципального контракта и свидетельствующих о недобросовестности поведения. Необходимость внесения изменений в проектную документацию не связана с недобросовестным поведением Подрядчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России, учитывая отсутствие в действиях ООО "ВолгаПром" недобросовестности поведения, наличие оснований, предусмотренных пп. "в" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО "ВолгаПром" и его генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения, представленные МКУ "Инвестиционно-строительный центр г. Тамбова "Инвестор" в отношении ООО "ВолгаПром" (410019, г. Саратов, ул. Танкистов, д. 50, ИНН 6443018939), в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
Тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 августа 2022 г. N 068/10/104-461/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022