Резолютивная часть решения оглашена "22" августа 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии представителей:
управления образования и науки Тамбовской области - _
ИП (далее - Предприниматель, Поставщик), представителя ИП. - _
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 17.01.2022 N 0164200003021004480_49659 "Шифр 68-2022-нр 5169 Поставка периферийного оборудования в рамках реализации мероприятия "Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение управления образования и науки Тамбовской области (вх. от 15.08.2022 N 891-ЭП/22) о направлении сведений об ИП (196627, г. Санкт-Петербург, п. Шушары, ш. Московское, д. 246, кв. 16, ИНН: 245725245093) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 17.01.2022 N 0164200003021004480_49659 "Шифр 68-2022-нр 5169 Поставка периферийного оборудования в рамках реализации мероприятия "Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование".
В ходе рассмотрения настоящего дела, в целях дополнительного изучения материалов дела, объявлялся перерыв до 22.07.2022 до 14 часов 30 минут.
Заказчик сообщил обстоятельства неисполнения ИП. заключенного контракта от 17.01.2022 N 0164200003021004480_49659 и обоснования причин расторжения контракта, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик 01.08.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта.
ИП представила в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемой ситуации.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 17.01.2022 N 0164200003021004480_49659, заключенного с ИП рассмотрев материалы Заказчика и Поставщика, а также документы закупки, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003021004480 между Заказчиком и Поставщиком 17.01.2022 был заключен контракт "Шифр 68-2022-нр 5169 Поставка периферийного оборудования в рамках реализации мероприятия "Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". на сумму 556 032, 87 рублей.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 контракта: "Поставщик обязуется поставить и передать Получателю, указанному в Техническом задании (приложение N1 к Контракту), периферийное оборудование в рамках реализации мероприятия "Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах" федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" (далее - Товар), Получатель обязуется принять поставленный Товар, а Заказчик оплатить поставленный Товар на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой (окончательным предложением) Поставщика (участника закупки).
Наименование, количество и характеристики Товара (описание объекта закупки) указаны в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту)".
Согласно пунктам 5.1 и 5.2 контракта: "Место поставки: в соответствии с требованиями Технического задания (приложение N1 к Контракту).
Сроки (периоды) поставки: с даты заключения контракта до 01.07.2022 включительно".
Заказчик сообщил, что товар не был поставлен Поставщиком.
04.07.2022 Заказчик направил Предпринимателю претензию исх. N 113-08/2748 с требованием исполнить обязательства по контракту в течение 6 рабочих дней с даты получения претензии.
Ответа на данное письмо в адрес Заказчика не поступало.
22.07.2022 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия исх. N 113-08/3483 с требованием выплатить неустойку за нарушение сроков поставки товара.
ИП в адрес Заказчика было направлено уведомление о невозможности исполнения обязательств, в связи со специальной военной операцией в Украине, в котором просила не применять меры ответственности и освободить от выполнения обязательств в течение срока действия форс-мажорных обстоятельств.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.1 контракта установлено: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Согласно пункту 12.2 контракта: "Данным контрактом предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
01.08.2022 Управление образования и науки Тамбовской области в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п.п. 12.1, 12.2 контракта приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.01.2022 N 0164200003021004480_49659, заключенного с ИП
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 01.08.2022.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта действий со стороны Предпринимателя по исполнению надлежащим образом своих обязательств по контракту предпринято не было, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.01.2022 N 0164200003021004480_49659 вступило в законную силу 11.08.2022.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупке в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Пунктом 15 Постановления Правительства N 1078 предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Проанализировав материалы дела в совокупности и системной взаимосвязи, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в пп. "в" п. 15 Постановления Правительства N 1078. Поставщиком предпринимались меры, и совершены действия, направленные на исполнение обязательств по контракту.
На рассмотрение дела ИП представила письменные пояснения (вх. от 18.08.2022 N 993-ЭП/22, от 22.08.2022 N 1042-ЭП/22), в которых сообщила, что у нее было намерение исполнить контракт в соответствии с условиями договора, однако изменение политической ситуации резко изменило и экономическую ситуацию, в частности в сторону резкого увеличения стоимости товаров, ввозимых из иностранных государств. Предвидеть наступление данных событий Поставщик не мог.
Кроме того, Предпринимателем предпринимались действия для исполнения контракта 17.01.2022 N 0164200003021004480_49659. Так, ИП представлены коммерческие предложения от ООО "ДжойБитс", в соответствии с которыми стоимость товара (Pantum M6550NM) с 15.01.2022 по 30.06.2022 увеличилась с 455 961 руб. до 836 400 руб.
ИП представила в материалы дела письмо от 28.02.2022 N 115 от ООО "Балтийская логическая группа", в котором сообщается, что в связи с текущей ситуацией в стране стоимость услуг по грузоперевозкам увеличится на 20% с 07.03.2022. Также представила коммерческие предложения от ООО "Балтийская логическая группа" от 18.01.2022 N 1358 и от 10.03.2022 N 1432, в соответствии с которыми стоимость доставки товара до указанного в контракте места поставки увеличилась с 63 739 руб. до 76 478 руб.
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что ИП предпринимала действия, направленные на исполнение контракта, что подтверждается приложенными в материалы дела письмами, запросами и скриншотами переписки с поставщиками.
Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства при исполнении Поставщиком рассматриваемого контракта, Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в действиях ИП виновного недобросовестного характера, свидетельствующего об умышленных действиях, направленных на неисполнение контракта и свидетельствующих о недобросовестности поведения.
Комиссия Тамбовского УФАС России, учитывая отсутствие в действиях ИП недобросовестного поведения, а также наличие оснований, предусмотренных пп. "в" п. 15 Постановления Правительства N 1078, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные управлением образования и науки Тамбовской области в отношении индивидуального, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии
Члены комиссии |
Е.А. Гречишникова
В.В. Иванов
А.Э. Агаурова |
Исп. Агаурова А.Э., 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 августа 2022 г. N 068/10/104-462/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022