Резолютивная часть решения оглашена 23 августа 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 августа 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствии представителей:
ТОГКУ "Региональный центр по организации закупок" - _.
ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска" - _.,
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "САВИР",
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Савир" (далее также Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница им.С.С.Брюхоненко города Мичуринска" при проведении электронного аукциона N 0864500000222003108 на поставку средств дезинфицирующих,
и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
ТОГКУ "Региональный центр по организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) опубликовало 09.08.2022 на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N 0864500000222003108 на поставку средств дезинфицирующих (далее Аукцион).
Заказчик - ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска".
Начальная (максимальная) цена контракта - 906 155,81 руб.
На участие в закупке было подано 4 заявки с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4. Заявки NN, 1, 4 отклонены, заявки NN 2, 4 признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки.
Заявитель обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России, считая, что Заказчиком нарушено действующее законодательство о контрактной системе в части описания объекта закупки.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные пояснения по существу жалобы.
1. Заявитель в своей жалобе указывает, что по позиции N 5 Описания объекта закупки требование Заказчика в отношении состава дезинфицирующего средства (на основе глутарового альдегида) и установленному действию рабочего раствора противоречит потребности Заказчика и действующим федеральным клиническим рекомендациям. Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчик по позициям NN 6,7, 10, 11 Описания объекта закупки неправомерно включил требование о том, что дезинфицирующие средства не должны содержать альдегиды, амины, кислоты, глиоксаль, щелочи, ферменты, производные фенола и гуанидина. Указанное, как считает ООО "САВИР", приводит к ограничению количества участников закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает данный довод заявителя необоснованным в силу следующего.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия Тамбовского УФАС России, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении Аукциона.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Заказчиком был проведен анализ рынка, согласно которому, для всех позиций Описания объекта закупки подходят несколько дезинфицирующих средств различных производителей.
Позиции N1 соответствуют "ХОРТ антисептик" ООО "Полисепт", Россия; "Соната-Септ" ООО "Уралхимфарм- плюс", Россия; "СПИТАДЕРМ" ООО "Бентус лаборатории", Россия; "Асепт Про" ООО "Ацея", Россия и др.
Позиции N2 соответствуют "Лижен Экстра" ООО "БИОДЕЗ", Россия; "Антис", ООО "Дон-Дез", Россия; "СПИТАДЕРМ" ООО "Бентус лаборатории" Россия; "Миросептик экспресс" ООО "Мир дезинфекции"; Россия; "Асепт Про" ООО "Ацея", Россия и др.
Позиции N3 соответствуют "Антис", ООО "Дон-Дез", Россия; "Миросептик экспресс" ООО "Мир дезинфекции", Россия и др.
Позиции N 4 соответствуют "Авансепт" ООО "МК ВИТА-ПУЛ", Россия; "Ника" ООО "НПФ "ГЕНИКС", Россия и др.
Позиции N5 соответствуют такие дезинфицирующие средства "Глуадез" ЗАО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия; "Хелиматик дезинфекгант" ООО "Б.Браун Медикал", Швейцария; "СТЕРАНИОС 20% концентрированный" лаборатории "АНИОС", Франция; "Дезариус стерил концентрат" ОДО "Белсепт", Беларусь; "ИНОКС (ГА, 20%)" ООО "Юнитор" Россия и другие.
Позиции N6 соответствуют "Верамин" ООО "Полисепт", Россия; "Беламин" ОДО "Белсепт", Беларусь; "АстрадезR-Лайт" ООО Центр Профилактики "Гигиена-Мед", Россия; "Делансин" ЗАО "Петроспирт", Россия и др.
Позиции N7 соответствуют "Ника Экстра М профи", ООО НПФ "Геникс", Россия; "Септолен" ООО "РУСХИМ", Россия; "БиаДезин" ООО "Бирюза", Россия; "Савир-Про" ООО "Савир" Россия и др.
Позиции N8 соответствуют "Савир-ДХЦ" ООО "Савир", Россия; "Хлормисепт Люкс" ООО "Полисепт" Россия; "Део-хлор люкс" ООО "ДЕО" Россия и др.
Позиции N9 соответствуют "Мироксид-2000" ООО "Мир дезинфекции", Россия; "Дезариус НУК" ОДО "Белсепт", Беларусь; "СТЕРОКС окси" ООО "ИНТЕРСЭН-плюс", Россия; "Корсолекс НУК" ("Korsolex РАА") "BODE Chemie GmbH", Германия и др.
Позиции 10 соответствуют "Энзимодез" ООО "Мир дезинфекции", Россия; "Аниозим ДД1" Лаборатории АНИОС Франция; "ГЛАВЭНЗИМ" ООО "Фабрика бытовой химии", Россия и др.
Позиции N11 "НИКА-ПЕРОКСАМ" ООО "НПФ "Геникс", Россия; "Фолицид Ультра" ООО "Научно-производственное объединение "Промдез", Россия; "Перокси 30" ООО "Лаборатория Инсепта", Россия; "ПРОФОКСИ" ООО НПК "Альфа", Россия и др.
Таким образом, рассмотренные доводы Заявителя признаются необоснованными.
2. Заявитель указывает, что при описании объекта закупки Заказчик включил дополнительные требования без обоснования их применения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуг, в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В Описании объекта закупки по позиции N5 заказчиком указан код по КТРУ или код (ы) по классификатору ОКПД2 (ОК 034-2014) 20.20.14.000-00000005.
По указанной позиции КТРУ установлено следующее описание товара, работы, услуги:
Наименование характеристики |
Вид характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Форма выпуска |
Неизменяемая заказчиком |
Жидкость |
|
Указанная характеристика товара является обязательной к применению при описании объекта закупки.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил N 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
Комиссией Тамбовского УФАС Россия установлено, что по позиции N 5 Описания объекта закупки Заказчиком установлены дополнительные характеристики закупаемого товара не указанные в КТРУ:
"Дополнительные характеристики:
Дезинфицирующее средство для дезинфекции высокого уровня (ДВУ) и стерилизации медицинских изделий концентрированное на основе глутарового альдегида *не менее 17% и *не более 25%.
Дополнительные характеристики:
Средство *должно быть протестировано на Mycobacterium terrae и *должно обладать антимикробной активностью в отношении грамположительных (включая микобактерии туберкулеза) и грамотрицательных бактерий; вирусов (включая аденовирусы, вирусы гриппа, вируса полиомиелита, парентэральных и энтеральных гепатитов, герпесов, ВИЧ и др.); грибов (включая грибы рода Кандида, дерматофитов); возбудителей особо опасных инфекций (чума, холера, туляремия, сибирская язва); *должно обладать спороцидной активностью
Дополнительные характеристики:
Средство *должно быть предназначено для применения во всех структурных подразделениях медицинской организации, независимо от профиля; средство *должно применяться для дезинфекции ИМН из различных материалов, в том числе термолабильных, включая хирургические инструменты, в том числе вращающиеся; жестких и гибких эндоскопов, инструментов к ним; дезинфекции высокого уровня (ДВУ) эндоскопов ручным и механизированным способом;
Дополнительные характеристики:
Средство *должно быть предназначено для стерилизации ИМН из различных материалов (включая хирургические инструменты, жесткие и гибкие эндоскопы, инструменты к ним). Требование к рабочему раствору: согласно ГОСТ 12.1.007-76 средство при введении в желудок относится к 3-му классу умеренно опасных веществ, при нанесении на кожу - к 4-му классу малоопасных веществ.
Дополнительные характеристики:
Выход рабочего раствора из 1л концентрата: для дезинфекции высокого уровня (ДВУ) эндоскопов * не менее 10л при экспозиции *не более 15 мин;для стерилизации изделий медицинского назначения из различных материалов (включая хирургические инструменты, жесткие и гибкие эндоскопы, инструменты к ним) *не менее 10л при экспозиции *не более 60 мин. Срок годности рабочего раствора средства * не менее 21 суток.
Дополнительные характеристики:
Рабочий раствор средства *не должен оказывать фиксирующего действия на органические вещества, портить обрабатываемые изделия, *не должен обладать коррозионной активностью.
Упаковка: флакон *не менее 1 л. Каждая потребительская упаковка *должна сопровождаться инструкцией производителя по применению дезинфицирующего средства.
Остаточный срок годности товара на момент поставки(МЕС):Больше или равно 12.0000
Однако, в нарушение КТРУ п. 6 Правил Заказчик не обосновал в Описании объекта закупки установление дополнительных характеристик как по позиции N5, так и по другим позициям Описания объекта закупки.
При таких обстоятельствах довод жалобы является обоснованным.
Действия Заказчика нарушают требования частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САВИР" обоснованной в части нарушения ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска" ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. Признать ТОГБУЗ "Городская больница им. С.С.Брюхоненко города Мичуринска" нарушившим ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку, указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, подрядчика, исполнения.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии В.В. Иванов
члены комиссии Т.В. Четверткова
А.Э. Агаурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 26 августа 2022 г. N 068/06/33-445/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022