Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции -руководителя управления <_>, членов Инспекции: заместителя начальника отдела контроля закупок <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок <_>,
с участием:
индивидуальный предприниматель <_> (далее также - ИП <_>, индивидуальный предприниматель) - обеспечил личное участие в проведении проверки (до перерыва), а также представителей по доверенностям <_> (до перерыва), <_> (до перерыва);
заказчик - администрация Даниловского муниципального района Ярославской области (далее также - администрация Даниловского МР ЯО, заказчик) - обеспечил личное участие в проведении проверки представителя по доверенности <_> (до перерыва);
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", представителя не направило, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные администрацией Даниловского МР ЯО в отношении ИП <_>, и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку соблюдения заказчиком, администрацией Даниловского МР ЯО, порядка расторжения муниципального контракта N 63 от 31.07.2022 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (извещение N 0171300007922000036), заключенного с ИП <_>, в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 18.08.2022 N 25/22,
установила:
17.08.2022 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, администрацией Даниловского МР ЯО, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, направил сведения об ИП <_>, нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия муниципального контракта N 63 от 31.07.2022 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (извещение N 0171300007922000036).
Заслушав пояснения сторон и изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, администрацией Даниловского МР ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 11.07.2022 размещено извещение N 0171300007922000036 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 982 695,09 рублей.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона N 0171300007922000036 от 20.07.2022, размещенного заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, следует, что победителем аукциона признан участник закупки N 151 (ИП <_>), заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 6 332 799, 82 рублей.
Порядок заключения контракта регламентирован статьей 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
31.07.2022 между администрацией Даниловского МР ЯО и ИП <_> заключен муниципальный контракт N 63 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее также - контракт N 63 от 31.07.2022, Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, параметры которых установлены приложением N 1 к Контракту, а Заказчик принять и оплатить эти работы.
Для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование, которых соответствуют требованиям, установленным приложением N 2 к Контракту (пункт 1.2 Контракта).
Приложением N 2 к Контракту установлены следующие требования к характеристикам и оборудованию транспортных средств:
1. Максимальный срок эксплуатации, не более 5 лет.
2. Категория автобуса - М3.
3. Класс транспортного средства - II.
4. Класс автобуса - малый.
5. Экологический класс - не ниже ЕВРО 5.
6. Тормозная система пневматическая, двухконтурная с разделением на контуры по осям. Антиблокировочная система тормозов.
7. В составе электрооборудования наличие кнопки остановки по требованию в салоне.
8. Наличие системы пожаротушения моторного отсека.
9. Количество дверей - 2.
10. Тип кузова - несущий, цельнометаллический, вагонной компоновки.
11. Наличие системы отопления и вентиляции салона автобуса.
12. Наличие микрофона и внутрисалонного громкоговорителя.
13. Наличие спутниковой системы навигации.
14. Транспорт должен быть оборудован видеорегистратором.
15. Транспорт должен быть оборудован видеонаблюдением.
16. Транспортные средства должны быть оборудованы для перевозок пассажиров из числа инвалидов, в том числе из числа инвалидов - колясочников.
Исходя из пункта 13.5. Контракта неотъемлемой частью Контракта также является Приложение N 14 "Техническое задание".
Приложением N 14 к Контракту установлено следующее:
Срок выполнения работ (оказания услуг): с момента заключения Контракта, но не ранее 01 августа 2022 года и по 31 декабря 2022 года включительно.
Муниципальных маршрутов по регулируемым маршрутам на территории Даниловского муниципального района - 11 маршрутов. По прогнозным расчётам требуемое максимальное количество транспортных средств (автобусов): 6 автобусов + 1 резервный автобус.
Подрядчик обязан:
Осуществлять регулярные перевозки пассажиров в соответствии с настоящим Контрактом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации, Ярославской области и муниципальных правовых актов, регулирующих деятельность пассажирского автотранспорта.
Транспортные средства, используемые исполнителем, выпущенные (прошедшие капитальный ремонт) после 01.07.2017, в обязательном порядке должны соответствовать условиям их доступности для пассажиров из числа инвалидов, установленным статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Во исполнение условий пункта 3.1 Контракта ИП <_> 31.07.2022 были направлены следующие документы: акт наличия транспортных средств, копия договора аренды автомобиля без экипажа от 28.07.2022 года N 1 с актом приема -передачи, копия паспорта транспортного средства серии 52 РА N 435972, копия договора аренды автомобиля без экипажа от 28.07.2022 года N 1 с актом приема - передачи, копия свидетельства о регистрации ТС 9940679199, копия договора аренды автомобиля без экипажа от 28.07.2022 года N 1 с актом приема - передачи, копия паспорта транспортного средства серии 52 ОР N 6322979, копия паспорта транспортного средства серии 52 ОР N 636128, копия договора аренды автомобиля без экипажа от 28.07.2022 года N 1 с актом приема - передачи, копия паспорта транспортного средства серии 52 РА N 426196, копия паспорта транспортного средства серии 52 ОР N 629606, копия паспорта транспортного средства серии 92 ОЕ N 278593, копия договора на выполнение работ по капитальному ремонту автобуса ПАЗ-4234-04, государственный регистрационный знак С 362 МО 76 от 01.07.2021 года, копия акта выполненных работ N 134 от 31.07.2020 года, копия сертификата соответствия N ФСБ.001.АЯ99.У00216.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта в течение 3 рабочих дней со дня получения акта о наличии транспортных средств Заказчик проводит документарную проверку сведений, содержащихся в представленном Акте и прилагаемых к нему документах.
В ходе проведения документарной проверки, представленных ИП <_> документов, Заказчиком было установлено, что три транспортных средства не соответствуют установленным извещением о проведении электронного аукциона, в том числе установленным Контрактам, требованиям к характеристикам и оборудованию транспортных средств (Приложение N 2 к Контракту).
В нарушение указанных требований, ИП <_> представлены документы на транспортные средства, которые не соответствуют установленным требованиям, а именно:
1. ТС ГA3-A64R42, согласно паспорту транспортного средства серия 52 ОР 632979, класс транспортного средства - малый, Дата выдачи паспорта - 28.03.2017 года. Срок эксплуатации ТС на дату заключения Контракта - 5 лет 4 мес. -установлено нарушение требования извещения о проведении электронного аукциона, а также требования, установленного Контрактом относительно максимального срока эксплуатации ТС.
2. ТС ГA3-A64R42, согласно паспорту транспортного средства серия 52 ОР 636128, класс транспортного средства - малый, Дата выдачи паспорта - 30.03.2017 года. Срок эксплуатации ТС на дату заключения Муниципального контракта - 5 лет 4 мес. - установлено нарушение требования извещения о проведении электронного аукциона, а также требования, установленного Контрактом относительно максимального срока эксплуатации ТС.
3. ТС ГA3-A64R42, согласно паспорту транспортного средства серия 52 ОР 629606, класс транспортного средства - малый, Дата выдачи паспорта - 15.03.2017 года. Срок эксплуатации ТС на дату заключения Муниципального контракта - 5 лет 4 мес. - установлено нарушение требования извещения о проведении электронного аукциона, а также требования, установленного Контрактом относительно максимального срока эксплуатации ТС.
В соответствии с пунктом 3.2 Контракта в случае если при проведении соответствующей документарной проверки возникают обоснованные сомнения в достоверности указанных сведений, Заказчик проводит выездную проверку Подрядчика.
01.08.2022 в присутствии представителя Подрядчика, Заказчиком организована комиссионная выездная проверка достоверности сведений о наличии транспортных средств, предусмотренных контрактом N 63 от 31.07.2022 и представленным сведениям Подрядчиком, в ходе которой установлены следующие нарушения, зафиксированные актами N 1,2,3,4,5,6:
1. Согласно акту N 1, по маршруту N 109 Данилов-Покров, время отправления 14:00 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 4234-04, год выпуска 2016, Регистрационный знак: С362 МО 76, в салоне отсутствует видеонаблюдение, транспорт не оборудован видеорегистратором.
2. Согласно акту N 2, по маршруту N 105 Данилов-Шаготь, время отправления 15:10 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 4234-05, год выпуска 2015, Регистрационный знак: КО77КО76, в салоне отсутствует видеонаблюдение, транспорт не оборудован видеорегистратором.
3. Согласно акту N 3, по маршруту N 104 Данилов-Омелино-Гужово, время отправления 15:20 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 4234-05, год выпуска 2012, Регистрационный знак: Е556МН76, в салоне отсутствует видеонаблюдение, транспорт не оборудован видеорегистратором.
4. Согласно акту N 4, по маршруту N 107 Данилов-Середа, время отправления 15:45 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 4234-05, год выпуска 2015, Регистрационный знак: КО98КО76, в салоне отсутствует видеонаблюдение, транспорт не оборудован видеорегистратором.
5. Согласно акту N 5, по маршруту N 102 Данилов-Мишутино, время отправления 15:40 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 4234-04, год выпуска 2016, Регистрационный знак: С362 МО 76, в салоне отсутствует видеонаблюдение, транспорт не оборудован видеорегистратором.
6. Согласно акту N 6, по маршруту N б/н Данилов-Макарово, время отправления 16:40 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 4234-04, год выпуска 2016, Регистрационный знак: С362 МО 76, на транспортном средстве отсутствует информация о маршруте, в салоне отсутствует видеонаблюдение, транспорт не оборудован видеорегистратором.
02.08.2022 года Заказчиком в адрес Подрядчика ИП <_> была направлена претензия об устранении нарушений условий контракта N 63 от 31.07.2022.
05.08.2022 года от Подрядчика ИП <_> поступил ответ на претензию (требование) об устранении нарушений условий контракта N 63 от 31.07.2022, в соответствие с которым сообщил, что все указанные в претензии нарушения были устранены, в подтверждение чего направил следующий пакет документов: акт наличия транспортных средств, копию паспорта транспортного средства 92 ОЕ 278593, копию договора на выполнение работ по капитальному ремонту автобуса от 01.07.2020 года с приложением, копию акта выполненных работ (оказанных услуг) N 134 от 31.07.2020 года, копию договора аренды автомобилей без экипажа N 1 от 28.07.2022 года с приложением, копию паспорта транспортного средства серии 52 РА 426196, копию паспорта транспортного средства серии 52 РА 629606, копию договора на выполнение работ по капитальному ремонту автобуса ГАЗ-А64R42, государственный регистрационный знак У 249 НО 76 от 20.12.2020 года с приложением, копию акта выполненных работ (оказанных услуг) N 511 от 15.01.2021 года, копию договора аренды автомобилей без экипажа N 2 от 28.07.2022 года с приложением, копию свидетельства о регистрации ТС 9930142595, копию свидетельства о регистрации ТС 9930142596, копию договора на выполнение работ по капитальному ремонту автобуса ПАЗ-4234-05, государственный регистрационный знак К 098 КО 76 от 15.12.2020 года с приложением, копию акта выполненных работ (оказанных услуг) N 183 от 27.01.2021 года, , копию договора на выполнение работ по капитальному ремонту автобуса ПАЗ-4234-05, государственный регистрационный знак К 077 КО 76 от 15.12.2020 года с приложением, копию акта выполненных работ (оказанных услуг) N 510 от 05.04.2021 года, копию паспорта транспортного средства 52 НН 443744, копию договора на выполнение работ по капитальному ремонту автобуса ПАЗ-32054, государственный регистрационный знак Н 996 ВН 76 от 10.01.2021 года с приложением, копию акта выполненных работ (оказанных услуг) N 269 от 03.02.2021 года, копию паспорта транспортного средства 92 ОЕ 278592, копию договора на выполнение работ по капитальному ремонту автобуса ПАЗ-4234-04, государственный регистрационный знак С 442 МО 76 от 01.06.2021 года с приложением, копию акта выполненных работ (оказанных услуг) N 509 от 01.07.2021 года, копию договора розничной купли-продажи N 97 от 03.08.2022 года с приложением (видеорегистраторы снабжены дополнительной камерой видеонаблюдения в салоне), копию накладной N 97 от 03.08.2022 года, копию счета-фактуры N 97 от 03.08.2022, копию товарного чека N Е-28953383 от 04.08.2022 года (видеорегистраторы снабжены дополнительной камерой видеонаблюдения в салоне), копию кассового чека к товарному чеку N Е-28953383 от 04.08.2022 года, копию договора на выполнение работ по установке оборудования N 164 от 03.08.2022 года, копию акта оказанных услуг (выполненных работ) N 145 от 04.08.2022 года.
Заказчиком в ходе документарной проверки представленных ИП <_> 05.08.2022 документов было установлено несоответствие двух заявленных транспортных средств установленным в контракте N 63 от 31.07.2022, в извещении об осуществлении закупки требованиям к характеристикам и оборудованию транспортных средств, а именно:
1. ТС ГA3-A64R42, согласно паспорту транспортного средства серия 52 ОР 629606, класс транспортного средства - малый, Дата выдачи паспорта - 15.03.2017 года. Срок эксплуатации ТС на дату заключения Муниципального контракта - 5 лет 4 мес. -установлено нарушение требования извещения о проведении электронного аукциона, а также требования, установленного Контрактом относительно максимального срока эксплуатации ТС.
2. ТС ПАЗ 32054, согласно паспорту транспортного средства серия 52 НН 443744, класс транспортного средства - средний, Дата выдачи паспорта - 30.03.2012 года. Срок эксплуатации ТС на дату заключения Муниципального контракта - 10 лет 4 мес. -установлено нарушение требования извещения о проведении электронного аукциона, а также требования, установленного Контрактом относительно максимального срока эксплуатации ТС.
05.08.2022 в присутствии представителя Подрядчика, Заказчиком повторно организована комиссионная выездная проверка достоверности сведений о наличии транспортных средств, предусмотренных контрактом N 63 от 31.07.2022, и представленным сведениям Подрядчиком, в ходе которой составлены акты N 7, N 8, N 9, N 10, N 11, N 12 фиксирующие следующие нарушения:
1. Согласно акту N 7, по маршруту N 107 Данилов-Середа, время отправления 13:10 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 32054, год выпуска 2012, регистрационный знак: Н 996 ВН 76.
2. Согласно акту N 8, по маршруту N б/н Данилов-Макарово, время отправления 13:20 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 4234-04, год выпуска 2016, регистрационный знак: С 442 МО 76.
3. Согласно акту N 9, по маршруту N 109 Данилов-Покров, время отправления 14:00 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 320530-22, год выпуска 2019, регистрационный знак: Е 901 МР 73. Отсутствует контрольно-кассовая техника.
4. Согласно акту N 10, по маршруту N 105 Данилов-Шаготь, время отправления 15:10 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 4234-05, год выпуска 2015, регистрационный знак: К 098 КО 76. Отсутствует контрольно-кассовая техника.
5. Согласно акту N 11, по маршруту N 104 Данилов-Омелино-Гужово, время отправления 15:20 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 4234-04, год выпуска 2016, регистрационный знак: С 362 МО 76. Отсутствует контрольно-кассовая техника.
4. Согласно акту N 12, по маршруту N 102 Данилов-Мишутино, время отправления 15:40 часов осуществляет перевозку ТС ПАЗ 320530-22, год выпуска 2019, регистрационный знак: Е 901 МР 73. В ТС отсутствует контрольно-кассовая техника.
В связи с неоднократным нарушением подрядчиком условий контракта N 63 от 31.07.2022 заказчиком была инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда в соответствии с гражданским законодательством. Допускается односторонний отказ от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 23, 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
05.08.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 63 от 31.07.2022 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
05.08.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, соответственно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении является 05.08.2022.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта подрядчиком не устранено (решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком не отменено).
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 16.08.2022.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ИП <_> запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта N 63 от 31.07.2022, повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку представителя ИП <_> 23.08.2022 в 11 часов 00 минут на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседание Инспекции Ярославского УФАС России ИП <_> представлена информация и документы в обоснование своей позиции по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 63 от 31.07.2022, в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта.
Как следует из пояснений ИП <_>, представленных на заседание Инспекции, принимая решение об участии в рассматриваемой закупке, индивидуальный предприниматель действовал добросовестно и имел действительное намерение исполнить обязательства по контракту N 63 от 31.07.2022 на условиях, предусмотренных таким контрактом; различная информация, представленная в актах наличия транспортных средств, возникла из-за следующих обстоятельств:
28.07.2022 ИП <_> с АО АТП "Ярославин", ООО "Трансэкспедиция" и ООО "Партнер" были заключены договоры аренды автомобилей без экипажа для обеспечения исполнения муниципального контракта N 63 от 31.07.2022 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам, заключенного с администрацией Даниловского МР ЯО.
31.07.2022 в администрацию Даниловского МР ЯО представителем ИП <_> был передан акт наличия транспортных средств, предусмотренный контрактом N 63 от 31.07.2022 с приложением всех документов по транспортным средствам.
После передачи вышеуказанного акта в этот же день от всех вышеуказанных организаций ИП <_> были получены письма с просьбой о расторжении заключенных договоров в связи с непредвидимыми обстоятельствами, данные договоры были расторгнуты, а транспортные средства возвращены арендодателям.
28.07.2022 между ИП <_> и ООО "Даниловское АТП-2" были заключены договоры аренды автомобилей (автобусов) с целью оказывать услуги перевозки пассажиров по заказам клиентов.
Для добросовестного исполнения обязанности по перевозке пассажиров согласно графика, недопустимостью срыва рейсов, для сохранения трудовых ресурсов и необходимостью выполнения условий контракта N 63 от 31.07.2022, ИП <_> счел необходимым поставить на линию автобусы, находящиеся в его временном владении и пользовании на начало действия упомянутого контракта с привлечением автобусов, находящихся в собственности (копия ПТС 92 ОЕ 278592 на автобус, г.н. С 442 МО 76, ПТС 52 НН 443744 на автобус г.н. Н 996 ВН 76, ПТС 92 ОЕ 278593 на автобус, г.н. С 362 МО 76).
Как уже было указано выше по тексту настоящего решения, 01.08.2022 года администрацией Даниловского МР ЯО была проведена внеплановая проверка и составлены акты N 1,2,3,4,5,6. На основании данных актов 02.08.2022 года администрацией Даниловского МР ЯО была составлена и направлена ИП <_> претензия (требование) об устранении нарушений условий контракта N 63 от 31.07.2022, в которой указано, что в автобусах отсутствуют видеорегистраторы и видеонаблюдение, а также автобусы выпущены после 01.07.2017 года и указан срок для устранения нарушений до 12 часов 00 минут 05.08.2022 года.
Для устранения выявленных и указанных в претензии нарушений ИП <_> приобрел оборудование - видеорегистраторы и видеонаблюдение и, заключив договор со специализированной организацией, установил данное оборудование во все автобусы, тем самым выполнив требование администрации Даниловского МР ЯО. Так же, ИП <_> были запрошены в ООО "Даниловское АТП-2" документы, подтверждающие прохождение арендуемыми автобусами капитального ремонта.
После устранения перечисленных в претензии нарушений, 05.08.2022 года ИП <_> в администрацию Даниловского МР ЯО был направлен ответ на претензию с приложением акта наличия транспортных средств, документов на транспортные средства, всех документов, подтверждающих проведение капитального ремонта арендуемых и находящихся в собственности автобусов, а также установку видеонаблюдения и видеорегистраторов в транспортных средствах.
Таким образом, все замечания ИП <_> были устранены в срок, установленный претензий, поскольку в соответствии с условиями контракта N 63 от 31.07.2022 предусмотрена возможность при выполнении работ использовать транспортные средства, выпущенные (прошедшие капитальный ремонт) после 01.07.2017, а также подтвердил установку в транспортных средствах видеонаблюдения, видеорегистраторов.
После получения ответа на претензию администрацией Даниловского МР ЯО вновь 05.08.2022 была проведена проверка и составлены акты N 7,8,9,10,11,12, в которых указано, что в автобусах отсутствует контрольно-кассовая техника. При проведение вышеуказанной проверки представитель ИП <_> пояснил, что контрольно-кассовая техника находится в стадии оформления. К тому же, администрацией Даниловского МР ЯО в извещении было установлено требование по обеспечению водителей каждого транспортного средства для работы на линии билетной продукцией и билетно-учетными листами и тем самым была предусмотрена возможность выдачи билета пассажиру, подтверждающего оплату за проезд, что отражено и в ответе администрации Даниловского МР ЯО на запрос, размещенный на ЭП Сбербанк - ACT.
Однако Инспекция Ярославского УФАС России не может согласиться с позицией ИП <_> о том, что последний в виду установленного в извещении и контракте требования по обеспечению водителей каждого транспортного средства для работы на линии билетной продукцией и билетно-учетными листами, имел право не оборудовать каждое транспортное средство контрольно-кассовая техника, на основании следующего.
Как уже было указано выше, в соответствии с приложением N 14 к Контракту подрядчик обязан осуществлять регулярные перевозки пассажиров в соответствии с настоящим Контрактом, в рамках действующего законодательства Российской Федерации, Ярославской области и муниципальных правовых актов, регулирующих деятельность пассажирского автотранспорта.
В силу части 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
Постановлением Администрации ЯО от 10.07.2002 N 113-а "О применении контрольно-кассовой техники в отдаленных и труднодоступных местностях области" утвержден Перечень отдаленных или труднодоступных местностей (населенных пунктов) Ярославской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов вправе не применять контрольно-кассовую технику (далее -Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня к отдаленным или труднодоступным местностям в Даниловском муниципальном районе относятся следующие населённые пункты:
"5.1. Даниловское сельское поселение
дер. Бабино
дер. Агафоново
дер. Ахматово
дер. Ачкасово
дер. Берлюково
дер. Большое Сартово
дер. Великово
дер. Волосово (почтовое отделение Хабарово)
дер. Волшня
дер. Горепатово
дер. Дитино
дер. Дьяконово (почтовое отделение Данилов)
дер. Ерденево
дер. Зубово
дер. Зуево
дер. Извалки
дер. Киндерево
дер. Кондратово
дер. Коряково
дер. Муньково
дер. Ново-Ивановское
дер. Омелино
дер. Плетенево
дер. Погорелка
дер. Пшеничново
дер. Раменье
дер. Распутьево
дер. Рыбино
дер. Слегино
дер. Солониково
дер. Станово
дер. Стонятино
дер. Тетерино
дер. Фоминское
дер. Ченцы
дер. Чернево
дер. Шеметово
дер. Шишкино-Дальнее
с. Вахтино
с. Гужово
ст. Лунка
5.2. Дмитриевское сельское поселение
дер. Бокарево
дер. Осташево
дер. Аголинское
дер. Алексейцево (почтовое отделение Дмитриевское)
дер. Антоново (почтовое отделение Данилов 1)
дер. Башенки
дер. Богданово
дер. Бокарево
дер. Борисово
дер. Глуховки
дер. Гридкино
дер. Ивановское (почтовое отделение Рыжиково)
дер. Кожевники
дер. Миглеево
дер. Никиткино (почтовое отделение Дмитриевское)
дер. Новенькое
дер. Осташево
дер. Очково
дер. Пасынково
дер. Пономарево (почтовое отделение Дмитриевское)
дер. Починок (почтовое отделение Починок)
дер. Путятино
дер. Семивраги
дер. Скоково
дер. Хрипуново
дер. Чебаково
дер. Шалахино
дер. Юркино (почтовое отделение Дмитриевское)
с. Рыжиково
5.3. Середское сельское поселение
дер. Бабурино
дер. Большое Марьино
дер. Великодворье
дер. Голодяево
дер. Илькино
дер. Копанцы
дер. Копнинское
дер. Коровино
дер. Кузнецово
дер. Лучицево
дер. Малые Дворишки
дер. Неклюдцево
дер. Октябрево
дер. Павликово
дер. Поташево
дер. Рахманово
дер. Сидорово
дер. Стокшино
дер. Телицино
дер. Терехино
дер. Титово
дер. Частилово
дер. Чурьяково
дер. Яскино
ст. Догадцево"
В соответствии с условиями контракта N 63 от 31.07.2022 необходимо выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в том числе по следующим маршрутам, по которым заказчиком было зафиксировано отсутствие контрольно-кассовой техники в транспортных средствах:
1) Маршрут N 102, путь следования:
- в прямом направлении: г. Данилов: пл. Привокзальная, ул. Луговая, ул. Вятская, ул. Свердлова, ул. Тутаевская, п. Горушка ул. Вахтинское шоссе, а/д Данилов-Мишутино
- в обратном направлении: а/д Данилов-Мишутино, п. Горушка ул. Вахтинское шоссе, г. Данилов: ул. Тутаевская, ул. Свердлова, ул. Петербургская, ул. Шарохина, ул. Володарского, ул. Свердлова, ул. Вятская, ул. Луговая, пл. Привокзальная.
2) Маршрут N 104, путь следования:
- в прямом направлении: г. Данилов: пл. Привокзальная, ул. Луговая, ул. Вятская, ул. Свердлова, ул. Володарского, а/д "Данилов-Пошехонье", а/д Ермаково-Омелино, а/д "Данилов-Пошехонье" Ермаково-Гужово
- в обратном направлении: а/д "Данилов-Пошехонье" Ермаково-Гужово, а/д "Данилов-Пошехонье", г. Данилов: ул. Володарского, ул. Свердлова, ул. Вятская, ул. Луговая, пл. Привокзальная.
3. Маршрут N 105, путь следования:
- в прямом направлении: г. Данилов: пл. Привокзальная, ул. Луговая, ул. Вятская, ул. Свердлова, ул. Тутаевская, п. Горушка: ул. Вахтинское шоссе, а/д Москва-Архангельск Скалино-Шолошово
- в обратном направлении: а/д Москва-Архангельск Скалино-Шолошово, п. Горушка: ул. Вахтинское шоссе, г. Данилов: ул. Тутаевская, ул. Свердлова, ул. Шарохина, ул. Володарского, ул. Свердлова, ул. Вятская, ул. Луговая, пл. Привокзальная.
4) Маршрут N 109, путь следования:
- в прямом направлении: г. Данилов: пл. Привокзальная, ул. Луговая, ул. Ярославская, пов. на путепровод, ул. Раменская, ул. Деповская, ул. Любимская, а/д Данилов-Покров
- в обратном направлении: а/д Данилов-Покров, г. Данилов: ул. Любимская, ул. Деповская, ул. Раменская, ул. Ярославская, ул. Луговая, пл. Привокзальная.
Таким образом, маршрут N 105 включает в себя такие труднодоступные местности, как: дер. Стонятино, дер. Погорелка, дер. Коряково; маршрут N 104- дер. Омелино, дер. Зубово, дер. Шеметово, дер. Слегино, дер. Кондратово; маршрут N 109 - дер. Пшеничново, дер. Ченцы, ст. Лунка.
Необходимо отметить, что указанные маршруты только лишь частично проходят через труднодоступные местности. При этом маршрут N102 не включает в себя труднодоступные местности.
Учитывая вышеизложенное, все автобусы, которые следуют по маршрутам N 102, 104, 105, 109 и в которых заказчиком было зафиксировано отсутствие контрольно-кассовой техники, в обязательном порядке должны быть оборудованы контрольно-кассовой техникой.
В письме от 09.08.2022, направленного подрядчиком в адрес заказчика, указано, что контрольно-кассовая техника находится на переоформлении в фирме "Картол"), соответственно, ИП <_> был намерен устранить нарушения, зафиксированные в актах N 9, 10, 11 и 12 от 05.08.2022, и оборудовать транспортные средства, следующие по маршрутам N 102, 104, 105 и 109, контрольно-кассовой техникой.
Инспекция Ярославского УФАС России, оценив приведенные выше действия ИП <_> приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящего дела Инспекция не располагает безусловными и неопровержимыми доказательствами отсутствия намерения ИП <_> исполнить обязательства по контракту N 63 от 31.07.2022 в соответствии с условиями данного контракта.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
По смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела (своевременное преступление к выполнению обязательств по контракту, конструктивное взаимодействие с заказчиком по вопросам исполнения обязательств по контракту (устранение замечаний, изложенных в актах N 1, 2, 3, 4, 5 и 6 от 01.08.2022, намерение исполнить замечания, изложенные в актах N 9, 10, 11 и 12 от 05.08.2022) и представленные сторонами доказательства свидетельствуют о принятии ИП <_> мер для надлежащего исполнения условий контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации о данном подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, администрацией Даниловского МР ЯО, порядка расторжения контракта N 63 от 31.07.2022, заключенного с ИП <_>, в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные администрацией Даниловского муниципального района Ярославской области (ИНН 7617002900, ОГРН 1027601461623) в отношении индивидуального предпринимателя <_> (ИНН <_>, ОГРНИП <_>) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, администрацией Даниловского муниципального района Ярославской области, порядка расторжения муниципального контракта N 63 от 31.07.2022 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (извещение N 0171300007922000036), заключенного с обществом с индивидуальным предпринимателем <_>, в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, администрацией Даниловского муниципального района Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об индивидуальном предпринимателе <_> для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных подрядчиком нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: <_>
Члены Инспекции: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 августа 2022 г. N 05-03/162П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022