Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 26 августа 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела закупок <_>, члены Комиссии - заместитель начальника отдела закупок <_>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <_>, с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "БАСТИОН-КАНСК", (далее также - ООО "БАСТИОН-КАНСК", заявитель), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Городская больница N 4 г. Рыбинска (далее также - ГУЗ ЯО ГБ N 4 г. Рыбинска, заказчик), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ГБУЗ ЯО ГБ N 4 г. Рыбинска;
оператор электронной площадки, акционерное общество "Единая электронная торговая площадка", представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО ""БАСТИОН-КАНСК" на действия заказчика, ГУЗ ЯО ГБ N 4 г. Рыбинска, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) для ГУЗ ЯО городская больница N4 г. Рыбинска (извещение N 0371300009422000145) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО ""БАСТИОН-КАНСК" на действия заказчика, ГУЗ ЯО ГБ N 4 г. Рыбинска, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) для ГУЗ ЯО городская больница N4 г. Рыбинска (извещение N 0371300009422000145).
Заявитель указывает на то, что извещение о проведении вышеуказанного аукциона размещено заказчиком с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а именно: описание объекта закупки сформировано заказчиком противоречивым образом, не допускающим возможности однозначного толкования условий закупки.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать заказчика нарушившим положения законодательства о контрактной системе, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы согласился, вместе с тем, указал на то, что допущенное нарушение не привело к ограничению количества участников закупки, поскольку на участие подано 3 заявки.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ГУЗ ЯО ГБ N 4 г. Рыбинска, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 10.08.2022 размещено извещение N 0371300009422000145 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) для ГУЗ ЯО городская больница N4 г. Рыбинска.
Начальная (максимальная) цена контракта 268 526,88 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому в описании объекта закупки должны указываться функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) для ГУЗ ЯО городская больница N4 г. Рыбинска.
В Описании объекта закупки (Техническом задании) установлены следующие характеристики оказываемых услуг:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Наличие оружия у сотрудников охраны |
Нет |
Использование мобильной группы |
Нет |
Использование специальных средств |
Да |
|
Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности |
Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности |
Также Описание объекта закупки (Техническое задание) содержит следующие требования к исполнителю услуг:
Исполнитель должен иметь:
- комнату для хранения оружия (КХО) в Ярославской области, Рыбинском районе или в г. Рыбинске с действующим разрешением на хранение и использование служебного оружия (РХИ)*;
- дежурную часть с круглосуточным режимом работы;
- пульт централизованного наблюдения (ПЦН) в г. Рыбинск;
- группы быстрого реагирования, в составе экипажа не менее 2-х сотрудников охраны, вооруженных служебным оружием;
*за исключением исполнителя, оказывающего услуги государственной охраны.
Как пояснил заказчик в своих письменных пояснениях при составлении описания объекта закупки, изначально ГУЗ ЯО ГБ N 4 г. Рыбинска планировалась к закупке услуга со следующими характеристиками:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Наличие оружия у сотрудников охраны |
Да |
Использование мобильной группы |
Да |
Использование специальных средств |
Да |
|
Охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности |
Охрана имущества, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности |
Но при определении начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15 февраля 2021 года N 45 "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг", начальная (максимальная) цена контракта составила 750 437, 74 рублей на период с 01.09.2022 по 31.12.2022.
В связи с финансовым лимитом учреждения, заказчиком было принято решение об изменении тех характеристик закупаемой услуги, которые указаны в Описании объекта закупки (Техническом задании) к извещению N 0371300009422000145.
Вместе с тем, в связи с допущенной ошибкой из описания объекта закупки не были исключены в числе прочих требования к исполнителю услуг о том, что исполнитель должен иметь:
- комнату для хранения оружия (КХО) в Ярославской области, Рыбинском районе или в г. Рыбинске с действующим разрешением на хранение и использование служебного оружия (РХИ)*;
- группы быстрого реагирования, в составе экипажа не менее 2-х сотрудников охраны, вооруженных служебным оружием;
*за исключением исполнителя, оказывающего услуги государственной охраны.
Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что учитывая изложенное выше, в данном случае описание объекта закупки сформировано заказчиком противоречивым образом, не допускающим возможности однозначного толкования условий закупки, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
1. Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает в том числе следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Объектом рассматриваемой закупки, как указывалось выше по тексту настоящего решения, является оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) для ГУЗ ЯО городская больница N4 г. Рыбинска.
В извещении заказчиком к участникам закупки установлено следующее требование по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ:
1) копия лицензии на фармацевтическую деятельность (с правом осуществления оптовой торговли) или 2) копия лицензии на фармацевтическую деятельность. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения. или 3) копия лицензии на производство лекарственных средств, полученная до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств", или 4) копия лицензии на производство лекарственных средств, полученная после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств", содержащая следующие виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - производство, хранение и реализация лекарственных средств, являющихся объектом закупки или 5) копия выписки из реестра лицензий на указанный в данном пункте вид лицензируемой деятельности
Пунктом 1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по её заполнению (приложение к извещению) установлено требование о предоставлении в составе заявки в том числе следующих документов:
1. Информация и документы об участнике закупки: | |
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ |
В соответствии с извещением об осуществлении закупки |
Проанализировав вышеуказанные положения извещения и его приложения, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу, что в данном случае установление заказчиком требование по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также о предоставлении в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно: 1) копии лицензии на фармацевтическую деятельность (с правом осуществления оптовой торговли) или 2) копии лицензии на фармацевтическую деятельность. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения. или 3) копии лицензии на производство лекарственных средств, полученная до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств", или 4) копии лицензии на производство лекарственных средств, полученная после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 6 июля 2012 г. N 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств", содержащая следующие виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - производство, хранение и реализация лекарственных средств, являющихся объектом закупки или 5) копии выписки из реестра лицензий на указанный в данном пункте вид лицензируемой деятельности, является неправомерным, поскольку не соответствует объекту рассматриваемой закупки, что, соответственно, является нарушением части 2 статьи 8, части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку установлено в противоречие/нарушение требованиям настоящего Федерального закона, а также приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также Комиссия Ярославского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление в том числе следующего вида услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Таким образом, закупаемая заказчиком услуга, относится к лицензируемому виду деятельности, соответственно, заказчик обязан в извещении об осуществлении закупки установить к участникам закупки требование по пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о наличии у участника закупки лицензии (либо выписки из реестра лицензий), включающей в себя следующий вид услуг: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона, а также исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Вместе с тем, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что извещение о рассматриваемой закупки не содержит вышеуказанного требования к участникам закупки, а также исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию, что является нарушением пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе проект контракта.
В извещении N 0371300009422000145 указано, что возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не предусмотрена.
Вместе с тем, пунктом 11.4 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения, предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчиком информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗразмещена заказчиком противоречивым образом, не допускающим возможности однозначного толкования условий закупки, что является нарушением пункта 20 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Указанные выше нарушения, допущенные заказчиком, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "БАСТИОН-КАНСК" (ИНН: 2411024650, ОГРН: 1142411001215) на действия заказчика, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Городская больница N 4 г. Рыбинска (ИНН: 7610029620, ОГРН: 1027601110591), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) для ГУЗ ЯО городская больница N4 г. Рыбинска (извещение N 0371300009422000145), обоснованной.
2. Признать заказчика, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Городская больница N 4 г. Рыбинска (ИНН: 7610029620, ОГРН: 1027601110591), нарушившим пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
3. В ходе проведения внеплановой проверки признать заказчика государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Городская больница N 4 г. Рыбинска (ИНН: 7610029620, ОГРН: 1027601110591), нарушившим часть 2 статьи 8, часть 6 статьи 31, пункты 12 и 20 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
4. Выдать заказчику, государственному учреждению здравоохранения Ярославской области Городская больница N 4 г. Рыбинска (ИНН: 7610029620, ОГРН: 1027601110591), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 августа 2022 г. N 076/06/106-736/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022