Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Балтымской сельской Администрации городского округа Верхняя Пышма (вх. 5208-ЭП/22 от 15.08.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Зограбяне Сурене Еноковиче исполнителе по контракту N 0162300005822000051 от 29.03.2022 г. на выполнение работ по ремонту дорог и тротуаров на территории Балтымской сельской Администрации (извещение N 0162300005822000051) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 12 часов 00 минут при участии представителей:
- заказчика в лице Балтымской сельской Администрации городского округа Верхняя Пышма- *
- заинтересованного лица - *
- в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Верхняя Пышма, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Балтымской сельской Администрации городского округа Верхняя Пышма (вх. 5208-ЭП/22 от 15.08.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Зограбяне Сурене Еноковиче исполнителе по контракту N 0162300005822000051 от 29.03.2022 г. на выполнение работ по ремонту дорог и тротуаров на территории Балтымской сельской Администрации (извещение N 0162300005822000051).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителя заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
10.03.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (http://www.rts-tender.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорог и тротуаров на территории Балтымской сельской Администрации (извещение N 0162300005822000051).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 2 299 976.40 рублей.
Контракт N 0162300005822000051 от 29.03.2022 г. на выполнение работ по ремонту дорог и тротуаров на территории Балтымской сельской Администрации был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 29.03.2022 г.
В соответствии п. 1.1 контракта N 0162300005822000051 от 29.03.2022 г. предметом Контракта является ремонт дорог и тротуаров на территории Балтымской сельской администрации (далее - Работы), в соответствии с условиями, указанными в Техническом задании Заказчика (приложение N 1 к контракту) и Локальным сметным расчетом N 1 (приложение N 2 к контракту).
Срок выполнения Работ: с даты заключения контракта до 30 июля 2022 года (п. 1.2 контракта).
На основании п. 1.4 контракта Подрядчик, являющийся субъектом малого предпринимательства, обязуется выполнить за свой счет, своими силами и средствами Работы, указанные в пункте 1.1. контракта, в соответствии с условиями контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
В силу п. 1.5 контракта перечень и объемы работ приведены в приложениях к настоящему Контракту. Все приложения к настоящему контракту являются неотъемлемой его частью.
Приложением N 1, являющегося неотъемлемой частью муниципального контракта, установлен следующий состав работ:
N пп |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Ремонт автодороги п. Санаторный ул. Огородная от д.N1-а до д.N23 | ||||
1 |
Снятие деформированных асфальтобетонных покрытий самоходными холодными фрезами с шириной фрезерования 1500-2100 мм толщиной слоя: до 30 мм |
1000 м2 покрытия |
1,447 1447,0 / 1000 |
|
2 |
Розлив вяжущих материалов |
1 т |
0,8682 1447*0,6/1000 |
|
3 |
Битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90, БНД 90/130 |
т |
0,894246 0,8682*1,03 |
|
4 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных крупнозернистых типа АБ, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
1,447 1447 / 1000 |
|
5 |
На каждые 0,5 см изменения толщины покрытия добавлять до 5 см: к расценке 27-06-020-03 |
1000 м2 покрытия |
1,447 1447 / 1000 |
|
6 |
Укрепление обочин ломом асфальтобетона |
1000 м2 покрытия полосы и обочин |
0,218 218, / 1000 |
|
Раздел 2. Ремонт автодороги п. Санаторный ул. Набережная от д.N2 до д.N23 | ||||
7 |
Снятие деформированных асфальтобетонных покрытий самоходными холодными фрезами с шириной фрезерования 1500-2100 мм толщиной слоя: до 30 мм |
1000 м2 покрытия |
1,818 |
|
8 |
Розлив вяжущих материалов |
1 т |
1,0908 |
|
9 |
Битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90, БНД 90/130 |
т |
1,123524 |
|
10 |
Устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных крупнозернистых типа АБ, плотность каменных материалов: 2,5-2,9 т/м3 |
1000 м2 покрытия |
1,818 |
|
11 |
На каждые 0,5 см изменения толщины покрытия добавлять до 5 см: к расценке 27-06-020-03 |
1000 м2 покрытия |
1,818 |
|
12 |
Укрепление обочин ломом асфальтобетона |
1000 м2 покрытия полосы и обочин |
0,404 |
|
В соответствии с п. 18 Приложения N 1 к результатам работ по муниципальному контракту предъявляются следующие требования:
- результат работ должен соответствовать ГОСТ, СНиП, регламентирующих выполнение соответствующих видов работ по Муниципальному контракту, а также настоящего Технического задания;
- объем и содержание выполненных работ должны соответствовать локально-сметному расчету.
В обязанности Подрядчика входит, в том числе, до начала выполнения работ немедленно предупредить Заказчика при возникновении обстоятельств, замедляющих ход Работ или делающих дальнейшее продолжение Работ невозможным (п. 3.1.8 контракта), а также нести ответственность перед третьими лицами за вред, нанесенный действиями, в соответствии с гражданским законодательством (п. 3.1.9 контракта).
На основании п. 5.1 контракта Подрядчик гарантирует качество выполненных Работ в соответствии с требованиями, установленными нормативно-технической документацией, санитарными, эпидемиологическими, экологическими нормами и нормами действующего законодательства РФ. При этом, в соответствии с п. 5.4 контракта гарантии качества предоставляются на весь объем выполненных работ по контракту. Гарантийный срок нормальной эксплуатации результата работ устанавливается 2 (два) года с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ.
Все споры и разногласия, возникающие между Сторонами при исполнении настоящего Контракта, решаются путем переговоров, которые могут проводиться, в том числе путем отправления писем по почте, обмена факсимильными сообщениями направления претензий, с последующим направлением оригиналов (п. 9.1 контракта).
Пунктом 12.2 контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента его заключения Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, условиями контракта N 0162300005822000051 от 29.03.2022 г. предусмотрено выполнение работ по ремонту дорог и тротуаров в срок, установленный в п. 1.2 контракта (до 30 июля 2022 года). При этом, ИП Зограбян Сурен Енокович выполнил обязательства не в полном объеме, а также с нарушением установленных сроков.
01.07.2022 г. в адрес Подрядчика было направлено письмо с указанием на необходимость предоставления графика производства работ, а также требование о незамедлительном исполнении обязательств в рамках заключенного между сторонами контракта N 0162300005822000051 от 29.03.2022 г. (исх. N 84 от 01.07.2022 г.)
Комиссией, исходя из пояснений представителя заказчика, а также информации, размещенной в единой информационной системе, установлено отсутствие фактически оплаченных объемов работ.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ст. 782 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 3 ст. 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 10.5 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 01.08.2022 г.
01.01.2022 г. вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. N 81 от 30.12.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее Закон о контрактной системе).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 01.08.2022 г.
Датой надлежащего уведомления считается 01.08.2022 г.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 12.08.2022 г.
При этом, Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 01.08.2022 г. не содержит основания расторжения, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе), что свидетельствует о наличии в указанных действиях заказчика признаков события административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На заседании Комиссии ИП Зограбян Сурен Енокович пояснил, что в результате производства работ по контракту N 0162300005822000051 от 29.03.2022 г. был установлен факт невозможности надлежащего и своевременного исполнения обязательств в связи с наличием существенных дефектов основания дороги, а также полотна асфальто-бетонного покрытия.
Комиссией установлено, что Подрядчиком неоднократно в адрес заказчика были направлены письма, содержащие в себе указание на недостатки участков, а также просьба о урегулировании спорных вопросов для достижения обоюдного согласия и надлежащего исполнения обязательств в рамках заключенного контракта (исх. N 11 от 04.07.2022 г., исх. N 14 от 06.07.2022 г.).
Так, письмом от 21.07.2022 г. (исх. N 17) Исполнителем по контракту определен перечень работ, необходимый для качественного и соответствующего нормам технической документации выполнения обязательств, а именно:
- срезка асфальтобетонного полотна до h-100 мм;
- срезка основания под асфальт h-400 мм;
- уплотнение грунта;
- устройство основания щебеночного фр. 40-70 h-300 мм;
- уплотнение щебеночной подушки фр. 20-40;
- пролив вяжущих и т.д.
Исходя из положений контракта и приложений к нему следует, что выполнение вышеуказанных работ не относится к обязательствам Подрядчика.
Вместе с этим, вышеуказанными письмами установлено, что ИП Зограбяном Суреном Еноковичем принято решение о приостановке осуществления действий на объектах до согласования дальнейших действий по контракту, а также предложены следующие варианты решения сложившейся ситуации:
- пересчет и утверждение новой сметы;
- заключение дополнительного соглашения на выполнение работ, не предусмотренных сметным расчетом;
- расторжение контракта по соглашению сторон.
Ответные письма заказчика содержали информацию о невозможности изменения условий и расторжения контракта ввиду отсутствия оснований (исх. N 84 от 01.07.2022 г., исх. N 97 от 19.07.2022 г.). При этом, представитель заказчик не оспаривает тот факт, что обоюдное расторжение контракта являлось темой обсуждения телефонных разговоров до изменения решения в результате консультации со специалистом (исх. N 97 от 19.07.2022 г.).
Вместе с этим, Комиссией не установлено доказательств, свидетельствующих об осуществлении заказчиком действий для решения спорных вопросов, а также содействия при исполнении Подрядчиком условий контракта. Тогда как, ИП Зограбяным Суреном Еноковичем предприняты попытки урегулирования вопросов, а также соблюдены требования положений контракта в части надлежащего уведомления заказчика о возникших обстоятельствах с дальнейшей приостановкой производства работ.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссией установлено основание, предусмотренное пп. "а" и "в" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающие возможность внесения сведений об ИП Зограбяне Сурене Еноковиче в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссии представлены подтверждения совершения со стороны ИП Зограбяна Сурена Еноковича действий, направленных на выполнение своих обязательств по муниципальному контракту, а также доказательства, очевидно свидетельствующие о наличии и направленности таких действий как до, так и после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в действиях ИП Зограбяна Сурена Еноковича исполнителя по контракту N 0162300005822000051 от 29.03.2022 г. на выполнение работ по ремонту дорог и тротуаров на территории Балтымской сельской Администрации, Комиссия не усматривает факта недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 и Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ИП Зограбяне Сурене Еноковиче в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 августа 2022 г. N РНП-066/06/104-2803/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2022