Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 15-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области - *
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *
- заявителя в лице ООО "Региональный Фармацевтический Центр" - *
- заинтересованного лица ООО "АВК-Альянс" - *
рассмотрев жалобу ООО "Региональный Фармацевтический Центр" (вх. N 5119-ЭП/22 от 15.08.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (извещение N 0162200011822002214), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Региональный Фармацевтический Центр" (вх. N 5119-ЭП/22 от 15.08.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения (извещение N 0162200011822002214), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заявка участника закупки с идентификационным номером 2 (порядковый номер 1) неправомерно признана соответствующей требованиям аукциона в электронной форме, ввиду чего, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.07.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011822002214 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 975 595.20 рублей.
10.08.2022 г. закупочной комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в аукционе, по ее итогам был составлен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2022 NИЭА1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии. В соответствии с указанным протоколом заявка с идентификационным номером 2, ставшая в дальнейшем победителем закупки, была признана соответствующей требованиям извещения, Закона о контрактной системе.
На основании п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2, 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
При этом, в силу ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с разделом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", являющимся неотъемлемой частью извещения электронного аукциона, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Пунктом 3 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" установлено, что при формировании предложения в отношении объекта участник закупки включает в состав заявки характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе (3.1 Требований). Подтверждением страны происхождения товара, в соответствии с установленными в извещении электронного аукциона условиями допуска, предусмотренными приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, является указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара. Ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в электронном аукционе, несет участник закупки.
Документом, подтверждающим соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки), является копия действующего регистрационного удостоверения с приложениями (в случае наличия приложений) на все товары, подлежащие поставке по контракту, и для которых наличие данного документа является обязательным в соответствии с требованиями, установленными в Российской Федерации (основание: в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата) (п. 3.2 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" извещения электронного аукциона).
Комиссией установлено, что в составе заявки, участник закупки с идентификационным номером 2 представил технические, качественные и функциональные характеристики товара, предлагаемого к поставке, а именно:
N |
Международное непатентованное наименование |
Торговое наименование |
Характеристика и форма выпуска |
Кол-во ед. |
Кол-во уп. |
Страна происхождения |
1 |
Дазатиниб |
Дазатиниб |
таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 70 мг N60 |
3 360 (штука) |
56 |
Россия ЛП-007693 |
Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов |
Да |
|||||
Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
Нет
|
|||||
Остаточный срок годности товара на момент поставки будет 12 месяцев и более |
Кроме того, участником закупки в составе заявки представлен, в том числе, следующий пакет документов:
- декларация страны происхождения поставляемого товара, содержащая в себе следующие сведения:
N |
Международное непатентованное наименование |
Торговое наименование |
Страна происхождения товара |
1 |
Дазатиниб |
Дазатиниб |
Россия |
- регистрационное удостоверение N ЛП-007693 от 14 декабря 2021 года на лекарственный препарат для медицинского применения с торговым наименованием "Дазатиниб" со сроком действия - 5 лет (до 31.12.2025 г.), производитель готовой лекарственной формы ООО "ОнкоТаркет";
- копия сертификата о происхождении товара форма СТ-1 N 2021007197 от 26.04.2022 г.
Комиссия, заслушав пояснения представителя заказчика, уполномоченного органа, проанализировав представленные на заседании материалы дела, приходит к выводу о соответствии приложенных в составе заявки участником закупки с идентификационным номером 2 документов требованиям извещения электронного аукциона, нормам законодательства о контрактной системе.
Исходя из доводов, изложенных в жалобе, следует, что заявка участника закупки с идентификационным номером 2, ставшая в дальнейшем победителем рассматриваемого электронного аукциона, была допущена закупочной комиссией до участия в закупке в нарушение норм законодательства о контрактной системе, ввиду незаконной реализации лекарственного препарата "СпрайселR" (МНН - Дазатиниб) и нарушения патента Российской Федерации N 2260592.
В качестве подтверждения представитель заявителя предоставил копию справки патентного поверенного от 12.08.2022 г., которой установлено, что "препарат "СпрайселR" содержит дазатиниб в качестве активного действующего вещества, которое охраняется патентом Российской Федерации на изобретение N 2260592 "Циклические ингибиторы протеинтирозинкиназ". Лекарственный препарат "СпрайселR" (МНН - Дазатиниб) впервые зарегистрирован в Государственном реестре лекарственных средств 29.01.2008 за N ЛСР-000256/08 (таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 20 мг, 50 мг, 70 мг) и 17.08.2010 за N ЛСР-008175/10 (таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 100 мг. На основании получения первого регистрационного удостоверения, срок действия патента N 2260592 на изобретение был продлен до 30.01.2023 (извещение о продлении патента опубликовано 20.03.2009). Предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности по лицензионному договору подлежит государственной регистрации (ст. 1232 и 1235 ГК РФ). В Реестре изобретений Российской Федерации отсутствуют сведения о регистрации лицензионных договоров на территории Российской Федерации по патенту на изобретение N 2260592. Таким образом, следует сделать вывод о том, что патентообладатель не выдавал лицензию на производство иных лекарственных препаратов с МНН дазатиниб, в связи с чем на законных основаниях в Российской Федерации может обращаться только лекарственный препарат "СпрайселR".
На основании вышеуказанного, заявитель полагает, что до участия в закупке могут быть допущены участники, реализующие на законных основаниях лекарственный препарат "СпрайселR" и не нарушающие патент Российской Федерации N 2260592, что исключает возможность признания заявки с идентификационным номером 2 победителем рассматриваемого электронного аукциона.
Согласно п. 1 ст. 1349 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (Далее - ГК РФ) объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере дизайна, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам.
Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 1358 ГК РФ патентообладателю принадлежит исключительное право использования изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец), в том числе способами, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи. Патентообладатель может распоряжаться исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Защита интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания, географические указания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением, осуществляется в административном порядке (пункт 2 статьи 11) соответственно федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, а в случаях, предусмотренных статьями 1401 - 1405 настоящего Кодекса, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 1401). Решения этих органов вступают в силу со дня принятия. Они могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке (п. 2 ст. 1248 ГК РФ).
Статьей 1406 ГК РФ установлено нижеследующее:
1. Споры, связанные с защитой патентных прав, рассматриваются судом. К таким спорам относятся, в частности, споры:
1) об авторстве изобретения, полезной модели, промышленного образца;
2) об установлении патентообладателя;
3) о нарушении исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец;
4) о заключении, об исполнении, об изменении и о прекращении договоров о передаче исключительного права (отчуждении патента) и лицензионных договоров на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца;
5) о праве преждепользования;
6) о праве послепользования;
7) о размере, сроке и порядке выплаты вознаграждения;
2. В случаях, указанных в статьях 1387, 1390, 1391, 1398, 1401 и 1404 настоящего Кодекса, защита патентных прав осуществляется в административном порядке в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 1248 настоящего Кодекса.
В материалах дела отсутствуют какие-либо вступившие в законную силу решения суда, подтверждающее незаконное использование участником закупки с идентификационным номером 2 изобретения "Циклические ингибиторы протеинтирозинкиназ" по патенту Российской Федерации на изобретение N 2260592, принадлежащего компании Бристол-Майерс Сквибб Холдинге Айеленд Анлимитед (СН). При этом, ссылка заявителя на постановление Десятого Арбитражного Апелляционного Суда от 03.09.2019 г. по делу N А41-87845/2017, является несостоятельной ввиду того, что вынесено в отношении иного лица, не имеющему отношение к рассматриваемому электронному аукциону. Сведения об отмене государственной регистрации, выданного лекарственного препарата в ГРЛС, отсутствуют.
Комиссия также отмечает, что срок действия заключаемого по результатам закупки контракта установлен до 31.12.2023 г. включительно (п. 12.1 приложения "Проект государственного контракта" извещения электронного аукциона), что при наличии сведений о продлении срока действия патента N 2260592 на изобретение до 30.01.2023 г. не исключает возможность осуществления победителем закупки поставки лекарственного препарата.
Кроме того, указание заявителя на несоответствие участника закупки требованию, содержащемуся в п. 13.1 приложения "Проект государственного контракта" к извещению электронного аукциона, а именно, к гарантии отсутствия нарушения со стороны Поставщика исключительных прав третьих лиц на результаты интеллектуальной деятельности, связанных с поставкой и использованием товара, не может быть рассмотрено Комиссией, так как вышеуказанное требование предъявляется к стадии исполнения контракта, что в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе относится к полномочиям органов внутреннего государственного финансового контроля.
На основании пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона
На основании ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Комиссия, проанализировав заявку, поданную на участие в электронном аукционе участником с идентификационным номером 2 (порядковый номер 1), установила наличие всех необходимых документов и сведений, представленных в соответствии с требованиями извещения, Закона о контрактной системе, в том числе в отношении предлагаемого к поставке лекарственного препарата, что свидетельствует об отсутствии оснований для ее отклонения.
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта (ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе).
Таким образом, решение закупочной комиссией о допуске победителя закупки на этапе рассмотрения заявок принято правомерно, так как победителем закупки признана участник, предложивший наиболее низкую цену контракта и заявка которого соответствует требованиям, установленным в извещении N 0162200011822002214, довод заявителя признан Комиссией необоснованным.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Региональный Фармацевтический Центр" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
*
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 августа 2022 г. N 066/06/106-2810/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2022