Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице Межрегионального управления Федеральной Пробирной палаты по Уральскому федеральному округу (вх. 5457-ЭП/22 от 17.08.2022 г., вх. 5300-ЭП/22 от 16.08.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Рубин" исполнителе по контракту N 0162400001622000001-01 от 26.04.2022 г. на текущий ремонт помещений МРУ Пробирной палаты России по УФО (извещение N 0162400001622000001) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16 часов 00 минут при участии представителей:
- заказчика в лице Межрегионального управления Федеральной Пробирной палаты по Уральскому федеральному округу - *
- заинтересованного лица ООО "Рубин" - *
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице Межрегионального управления Федеральной Пробирной палаты по Уральскому федеральному округу (вх. 5457-ЭП/22 от 17.08.2022 г., вх. 5300-ЭП/22 от 16.08.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Рубин" исполнителе по контракту N 0162400001622000001-01 от 26.04.2022 г. на текущий ремонт помещений МРУ Пробирной палаты России по УФО (извещение N 0162400001622000001).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителя заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
31.03.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на текущий ремонт помещений МРУ Пробирной палаты России по УФО (извещение N 0162400001622000001).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 2 116 029.92 рублей.
Контракт N 0162400001622000001-01 от 26.04.2022 г. на текущий ремонт помещений МРУ Пробирной палаты России по УФО был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 26.04.2022 г.
В соответствии п. 1.1 контракта N 0162400001622000001-01 от 26.04.2022 г. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить текущий ремонт помещений Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Уральскому федеральному округу в объеме и на условиях, указанных в Контракте, техническом задании (Приложение N 1 к Контракту) и спецификации (Приложение N 2 к Контракту) являющимися неотъемлемыми частями Контракта, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. При этом, Подрядчик выполняет работу в месте фактического нахождения Заказчика по адресу: 620142, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, д. 75 (п. 1.2 контракта).
На основании п. 3.1 контракта качество выполненной работы должно соответствовать всем обязательным требованиям, установленным нормативными документами, а также требованиям, установленным Техническим заданием (Приложение N 1).
Подрядчик обязуется выполнить работу, предусмотренную Контрактом, в срок по 22.07.2022 г. (п. 4.1 контракта).
В силу п. 4.2 контракта Подрядчик обязуется соблюдать следующий режим выполнения работы. Ремонтные работы производятся с понедельника по четверг с 8:30 до 17:15. Проведение работ в дополнительное время возможно только по предварительному согласованию с Заказчиком.
Допуск работников на объект осуществляется по пропускам. Для оформления пропусков Подрядчик заблаговременно, за один рабочий день до проведения работ передает Заказчику список лиц, которым необходим доступ на объект. Оформление пропусков для проведения ремонтных работ осуществляется только для граждан Российской Федерации.
Нахождение на объекте лиц, которым не предоставлен пропуск, запрещено.
В соответствии с п. 5.5 контракта для проверки предоставленных Подрядчиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Для проведения экспертизы выполненной работы, эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Подрядчика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения Контракта и отдельным этапам исполнения Контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке выполненной работы, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения (п. 5.6 контракта).
Срок действия контракта: со дня заключения по 31.12.2022 г. (п. 11.1 контракта).
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что условиями заключенного между сторонами контракта предусмотрено выполнение работ по текущему ремонту помещений МРУ Пробирной палаты России по УФО. При этом, на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, работы выполнены не в полном объеме, выявленные в процессе осуществления работ недостатки ООО "РУБИН" не устранены.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 3 ст. 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 9.2 контракта как Заказчик, так и Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 04.08.2022 г.
01.01.2022 г. вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. N 81 от 30.12.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее Закон о контрактной системе).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 04.08.2022 г.
Датой надлежащего уведомления считается 04.08.2022 г.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 16.08.2022 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На заседании Комиссии представитель ООО "Рубин" пояснил, что значительная часть работ по государственному контракту выполнена Подрядчиком в соответствии с установленными В Техническом задании требованиями. При этом, производство ремонтных работ в помещении N 4 не осуществлялось, ввиду отсутствия доступа рабочей бригады на территорию вышеуказанного помещения. Данный факт подтверждается неоднократно направленными в адрес заказчика письмами - исх. N 95 от 19.07.2022 г., исх. N 100 от 01.08.2022 г., исх. N 101 от 03.08.2022 г.
Представители заинтересованного лица также указывают на недостоверность сведений, установленных заключением независимой экспертизы, а именно: отчет по результатам экспертного осмотра содержит неактуальные материалы фото фиксации выявленных недостатков, а также отсутствует дата составления вышеуказанного документа, что не позволяет идентифицировать соответствие экспертного заключения фактически выполненному объему и качеству работ. Относительно непосредственно документа, содержащего экспертное заключение, представители ООО "Рубин" полагают, что заключение не может выступать основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как заключение выполнено должностным лицом заказчика (Скобелиным С.Л. - инженер технического надзора на объекте), что в соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе, является недопустимым.
Скобелин С.Л. является независимым экспертом, привлеченным к осуществлению сопровождения работ (инжиниринговых услуг) по текущему ремонту помещений в рамках государственного контракта N 03 от 11.03.2022 г., что не является ограничением для проведения экспертного исследования на объекте: помещение МРУ Пробирной палаты России по УФО, расположенное в административном здании по ул. Чайковского -75 г. Екатеринбург, передаваемое в эксплуатацию после проведения ремонта.
Кроме того, к материалам дела представлено уведомление (вх. N 1090 от 23.06.2022 г.) Скобелина С.Л. о допустимости участия в проведении экспертизы результата работ по государственному контракту N 0162400001622000001-01 от 26.04.2022 г. (в том числе об отсутствии основании для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе).
Относительно срока проведения осмотра, Комиссия сообщает следующее: пунктом 5 экспертного заключения установлено, что осмотр (обследование) объекта: "элементы и строительные конструкции нежилых помещений Межрегионального управления Федеральной Пробирной палаты по Уральскому федеральному округу", проводился с 18 июля по 01 августа 2022 г. в условиях, соответствующих требованиям нормативной документации - при естественном проникающем свете и искусственном освещении (стр. 6 заключения N 2/204 К-22).
Таким образом, Комиссия изучив оспариваемый представителями заинтересованного лица документ (экспертное заключение N 2/204 К-22), установила наличие необходимых реквизитов для соотнесения выявленных недостатков фактическому объему и качеству выполненных работ, что является основанием для приобщения заключения специалиста к материалам дела и рассмотрения в качестве допустимого и достоверного доказательства.
Заключением независимого эксперта N 2/204 К-22 установлены нижеследующие выводы по результатам выполненных ООО "Рубин" работ (состояние отдельных элементов строительных конструкций зафиксировано при помощи цифровых фотографий):
- приемка и эксплуатация помещения возможна при наличии дефектов, недостатков, невыполненных проектных решений, не препятствующих нормальной эксплуатации объекта;
- сдача-приемка выполненных, по условиям государственного контракта 0162400001622000001-01 от 26.04.2022 г., работ не представляется возможной по условиям наличия дефектов, недостатков, невыполненных проектных решений, обязательных к устранению в установленные действующим законодательством сроки.
При этом, указание представителей Подрядчика на своевременное устранение выявленных недостатков и несоответствии фотоматериалов, содержащихся в заключении, Комиссией опровергается, ввиду отсутствия соответствующих позиции ООО "Рубин" доказательств.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений ООО "ПромСпецТех" в реестр недобросовестных поставщиков Комиссией не выявлено.
Таким образом, в действиях ООО "Рубин" исполнителя по контракту N 0162400001622000001-01 от 26.04.2022 г. на текущий ремонт помещений МРУ Пробирной палаты России по УФО, Комиссия не усматривает действий, направленных на добросовестное исполнение своих обязательств.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 и Приказом ФАС России от 27.08.2007 N267, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Внести сведения об ООО "Рубин" (ИНН *) (*) а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа * (ИНН *), учредителе * (ИНН *) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом Обращения заказчика |
II раздел |
Раздел III |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по разделу |
|||
16.08.2022 |
19.08.2022 |
16.08.2022 |
0 |
16.08.2022 |
23.08.2022 |
22.08.2022 |
0 |
25.08.2022 |
25.08.2022 |
0 |
0 |
3. В действиях заказчика в лице Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Уральскому федеральному округу нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 августа 2022 г. N РНП-066/06/104-2814/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022