резолютивная часть решения объявлена 24.08.2022 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе: на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий муниципального казенного учреждения "Департамент дорожного хозяйства и благоустройства" Местной администрации г.о. Нальчик (далее - заказчик) при заключении контракта N22/07 от 22.07.2022 г. "Устройство сквера столетия Кабардино-Балкария" с ООО "Строймонтаж-3" (реестровый номер контракта N3071100732422000021, ИКЗ N223071100732407250100100300014211244) (далее - контракт),
Установила:
Кабардино-Балкарским УФАС России (далее - Управление) от УФСБ РФ по КБР получена информация свидетельствующая о признаках допущенных заказчиком нарушений при заключении контракта.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
3) запрос котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, путем проведения аукционов.
Статьей 93 Закона о контрактной системы установлен порядок и случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2022 года включительно решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
В целях реализации части 2 статьи Закона N46-ФЗ, Правительством Кабардино-Балкарской Республики принято постановление от 21 марта 2022 г. N 66-ПП "Об установлении дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, и порядка их осуществления", (далее - Постановление N66).
Согласно пункта 1 Постановления N66 по 31 декабря 2022 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в следующих случаях (если применение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), требующих затрат времени, нецелесообразно в связи с экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций):
а) осуществление закупки для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд в целях реализации мероприятия, предусмотренного федеральной адресной инвестиционной программой, государственной программой Российской Федерации, национальным (региональным) проектом;
б) осуществление закупки за счет средств бюджетных кредитов из федерального бюджета республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов;
в) осуществление закупки в целях строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта объектов капитального строительства, линейных объектов;
г) закупка компьютерного, коммутационного, серверного, коммуникационного, электрического оборудования, оргтехники, оборудования аудио-, видео-конференц-связи, в том числе запасных частей, расходных материалов и комплектующих к указанному оборудованию, генераторов переменного тока, программных продуктов, в том числе лицензий (продление срока действия лицензий), услуг по разработке новых, доработке имеющихся программных продуктов и информационных систем, по сертификации и аттестации программных продуктов, информационных систем и оборудования, а также товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий;
д) закупка товаров, работ, услуг, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, в том числе шин, запасных частей и принадлежностей, комплектующих, расходных материалов.
Пунктом 2 Постановления N66 установлено что, при осуществлении заказчиком закупки для обеспечения государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением:
а) заказчиком издается акт, в котором указываются:
-решение заказчика о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением;
-подпункт пункта 1 настоящего постановления, на основании которого заключается контракт;
-причинно-следственная связь между обстоятельствами осуществления закупки и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций;
-обстоятельства, подтверждающие ограниченность сроков для осуществления закупки и в этой связи целесообразность ее осуществления у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
-предмет контракта;
-предельный срок, на который заключается контракт;
-обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично;
-требование об обеспечении исполнения контракта, установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ;
-представление единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов о приемке товаров, работ, услуг с использованием имеющейся у поставщика системы электронного документооборота доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота Федеральной налоговой службы или подсистемы исполнения контрактов Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики;
б) обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;
в) исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона N 44-ФЗ, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ;
г) не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет уведомление о заключении такого контракта при осуществлении закупки для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики в Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, а при осуществлении закупки для муниципальных нужд - в Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и орган местного самоуправления соответствующего муниципального района, городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К такому уведомлению прилагаются заверенные копии решения заказчика о закупке, указанного в подпункте "а" настоящего пункта, и заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Вместе с тем при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Инспекцией установлено следующее.
22.07.2022 г. Заказчиком заключен контракт N 3071100732422000021 с обществом с ограниченной ответственностью "СТРОЙМОНТАЖ-3" (ИНН: 9715287333) на "Устройство сквера столетия Кабардино-Балкарии" ценой 62 181 255,06 руб.
Закупка была включена в план-график закупок 11.04.2022. с объемом финансирования 60 937 630 руб.
Согласно Приказа N1-02/39 от 22.07.2022 г. МКУ "ДДХиБ" Местной администрации г.о. Нальчик о закупке у единственного поставщика, целесообразность осуществления данной закупки неконкурентным способом объясняется сложившейся экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, которая привела:
- к значительной волатильности на рынке строительных материалов, что способствует возникновению рисков значительного удорожания материалов при выполнении работ на объекте, следовательно потребует дополнительных финансовых ресурсов, которые не предусмотрены в Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28.12.2021 г. N50-РЗ "О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов";
-к возможным нарушениям сроков поставки строительных материалов, товаров, что в свою очередь приведет к нарушениям сроков выполнения строительно-монтажных работ по объекту.
Обоснованием ограниченности сроков для осуществления закупки, послужил п.6.2.5 Соглашения о представлении субсидии из республиканского бюджета КБР бюджетам местных образований КБР на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" приуроченные к празднованию 100-летия КБР которое включает в себя устройство сквера столетия КБР.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик самостоятельно принимает решение о заключении контракта на основании части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и Постановления N66, на закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие экономической ситуации, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также срочностью осуществления закупки.
Вместе с тем Заказчиком не представлено сведений о сравнительном анализе стоимости строительных материалов по состоянию на момент заключения Контракта с предыдущими периодами, свидетельствующих о многократном увеличении стоимости материалов.
Кроме того, представителем Заказчика в адрес Инспекции не представлены сведения о сокращении количества подрядчиков, имеющих возможность выполнить работы по устройству сквера столетия Кабардино-Балкарии", до ООО "СТРОЙМОНТАЖ-3" вследствие действий недружественных государств и межгосударственных организаций.
Также на заседании Инспекции установлено, что срок с момента утверждения Постановления N 66-ПП до заключения Контракта составляет более 4 месяцев, что существенно превышает период проведения конкурентных процедур определения подрядчика.
Инспекцией установлено, что заказчиком доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между заключением контракта и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций не представлено, а также не представлено подтверждение срочности заключения указанного контракта.
Таким образом, по мнению Инспекции у заказчика отсутствовали правовые основания для заключения контракта от 22.07.2022 г.
Учитывая изложенное, заключение контракта с единственным поставщиком, в рассматриваемом случае не отвечает целям Закона о контрактной системе и Постановления N66 в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика.
Более того, Законом N46, статья 112 Закона о контрактной системе дополнена частью 65.1, предусматривающей возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
На основании части 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.
Часть 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона о контрактной системе, в частности в отношении цены контракта и срока исполнения контракта.
Следовательно, Заказчик имел возможность изменить существенные условия контракта путем увеличения цены контракта заключенного по итогам конкурса или аукциона, при необходимости.
При этом, Инспекция считает целесообразным направить материалы проверки в правоохранительные органы, для соответствующей квалификации действий Заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 8, частей 1,6,7 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что муниципальный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
4. Передать материалы дела в правоохранительные органы, для оценки действий должностных лиц Заказчика и принятия соответствующих мер реагирования.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 августа 2022 г. N 007/06/99-572/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022