Резолютивная часть решения оглашена 17.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 22.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращений ООО "ТД СанТек" о наличии признаков нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящейся в границах населенного пункта п. Джабык Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района. (извещение N 0169300012322000200); на ликвидацию несанкционированной свалки отходов, находящейся за пределами границы населенного пункта п. Запасное Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района. (извещение N 0169300012322000199) (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя Управления строительства, инфраструктуры и ЖКХ Карталинского муниципального района Шатиловой М.А., действующего на основании доверенности от 10.01.2022,
- представителя Администрации Карталинского муниципального района Бамбалы Е.Н., действующего на основании Приказа N 546 от 02.11.2020,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.08.2022 поступили обращения ООО "ТД СанТек" на действия заказчика при проведении электронных аукционов.
Согласно представленным документам 01.08.2022 Администрация Карталинского муниципального района объявила о проведении аукционов.
Заказчиком выступило Управление строительства, инфраструктуры и ЖКХ Карталинского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукционам - 25 315 132, 80 рублей;
33 279 104, 53 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционах - 16.08.2022.
На момент рассмотрения обращений ООО "ТД СанТек" контракты не заключены.
Согласно доводам жалоб заказчиком неправомерно не предусмотрена возможность размещения отходов, что противоречит законодательству об обращении с отходами. В техническом задании не указаны вид и количество отходов, а также не предусмотрена обязанность заказчика по предоставлению исполнителю паспортов и актов отборов проб. В обращениях указано, что заказчиком не определен порядок соотнесения объема отходов и массы отходов, в том числе плотность отходов для перевода единиц объема в массу отходов. Кроме того, в обращении указано, что в извещении о закупке не указано условие о неприменении к участнику закупки специальных экономических мер.
Представители заказчика и уполномоченного органа против доводов обращения возражали указали, что отходы необходимо утилизировать или обезвреживать, так как способ обращения является наиболее приоритетным с точки зрения эффективности обращения с отходами, при этом отходы, подлежащие обращению, в соответствии с техническим отчетом, а также паспортами отходов, относятся к IV классу опасности, детальные характеристики отходов указаны в техническом задании. Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при приемке услуг заказчик будет использовать общепринятый коэффициент перевода, а также учитывать достижения результата исполнения обязательств.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления).
Пунктом 2 статьи 3 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов;
- утилизация отходов;
- обезвреживание отходов.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
При этом, согласно указанной статье Федерального закона предусмотрены определения следующих понятий:
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
- обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
При рассмотрении извещения о закупке Комиссией установлено, что предметом закупки является ликвидация несанкционированных свалок отходов на территории п. Джабык и п. Запасное Еленинского сельского поселения Карталинского муниципального района. При этом в объем услуг заказчик включил следующие виды деятельности: сбор, погрузка, транспортирование, обезвреживание/утилизация отходов (п. 8 технического задания, п. 1.1 проекта контракта).
При этом, как пояснил заказчик размещение (хранение и захоронение) отходов являются неэффективными способами обращения с отходами ввиду финансовых затрат и бесперспективности их дальнейшего использования.
Таким образом, заказчик определил, что отходы должны быть ликвидированы путем утилизации или обезвреживания, что не противоречит требованиям действующего законодательства и отвечает приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с отходами, что соответствует части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
1.2 В пункте 9 технического задания заказчиком определены вид отходов, подлежащие обращению:
- вид отхода: мусор от сноса и разборки зданий несортированный;
- класс опасности отходов: 4;
- код отхода по ФККО 8 12 901 01 72 44;
- основание: паспорт отхода IV класса опасности.
При этом указано, что паспорт отходов подготовлен в 2022 году специализированным учреждением на основании технического отчета по комплексным исследованиям "Обследование объектов накопленного вреда для разработки проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, связанного с размещением отходов, образованных иной хозяйственной деятельностью Челябинская область, Карталинский муниципальный район, Еленинское сельское поселение, у п. Джабык и у п. Запасное".
На заседании Комиссии заказчиком предоставлен технический отчет по комплексным исследованиям (шифр 10-03-2022), подготовленный ООО "Абрис", в составе которого содержатся паспорта отходов, образуемых на указанных территориях, с указанием вида, класса опасности отходов, компонентного состава отходов. При этом, сведения, указанные в паспортах соответствуют пункту 9 технического задания.
Доводы заявителя, согласно которым заказчик должен указать сведения о видах и количестве отходов на основании акта отбора отходов и протоколов количественного и морфологического/химического анализа отходов являются несостоятельными, так как вся необходимая участнику закупки информация об отходах размещена в составе технического задания, в том числе необходимая для подтверждения наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обезвреживанию, утилизации отхода IV класса опасности.
При этом, в обращении не приведены аргументированные доводы необходимости наличия для оказания услуг исследовательской части технического отчета (акт отбора отходов и протоколы количественного и морфологического/химического анализа отходов), на основании которого составлены паспорта отходов.
Доводы заявителя о том, что несанкционированные свалки, на которых необходимо осуществлять работы, не являются объектами накопления вреда согласно техническому отчету, документально не подтверждены и опровергаются материалами дела.
На основании изложенного, Комиссия не усматривает признаки нарушения законодательства о контрактной системе при определении характеристик отходов, подлежащих обращению.
2. Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств.
В подпункте 3 пункта 13 технического задания предусмотрено, что подрядчик предоставляет заказчику отчетные документы - договор на утилизацию/обезвреживание отходов на объекте утилизации/обезвреживания, а также справку с объекта утилизации/ обезвреживания о количестве и виде принятых для утилизации/обезвреживания отходов. При этом количество отходов должно соответствовать количеству, указанному в пункте 2 настоящего технического задания.
Пунктом 2 технического задания предусмотрено, что объем отходов составляет
5 718,78 куб. м.
Таким образом, из технического задания следует, что количество образованных отходов должно соответствовать количеству отходов, подлежащих утилизации/обезвреживанию.
Пунктом 10 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, предусмотрено, что все значения количества отходов учитываются по массе отходов в тоннах и округляются.
Более того, заказчик на заседании Комиссии не отрицал, что на объектах размещения отходов учет отходов рассчитывается по массе в тоннах.
Таким образом, порядок приемки оказанных услуг не содержит условия, при которых масса отходов, указанная в документе о приемке, будет соизмеряться с объемом отходов, предусмотренным в техническом задании, что не позволит определить фактический объем услуг, оказанных исполнителем, на предмет его соответствия предмету контракта.
В связи с чем в извещении о закупке отсутствует порядок приемки сторонами результата услуг в части сопоставления количества отходов, принятого на объекте размещения отходов, с количеством отходов, указанным в техническом задании, в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указом Президента РФ от 03.05.2022 N 252 приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, в том числе установлен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями).
Следовательно, заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки на основании части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливают требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Приложением к извещению о закупке являются в том числе единые требования к участнику закупки в соответствии с пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, установление требования к участнику закупки об отсутствии у него ограничений для участия в закупки по пункту 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе означает требование о соответствии участника закупки действующим нормативным правовым актам, устанавливающим такие ограничения, в том числе Указу Президента РФ от 03.05.2022 N 252.
При этом, Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика конкретизировать нормативные правовые акты в извещении о закупке, в том числе устанавливающие специальные экономические меры для отдельных юридических и физических лиц в разрезе установления требований к участнику закупки.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 августа 2022 г. N 074/06/99-2245/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022