Резолютивная часть решения оглашена 18.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 23.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при заключении контрактов по итогам электронных аукционов на организацию мероприятий по содержанию контейнерных площадок в индивидуальном жилищном фонде на территории города Челябинска в рамках мероприятия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Челябинска (изв. 0169300000121001390, 0169300000121001392) (далее - аукционы), при участии в дистанционном режиме:
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Красиной Н.А., действующего на основании доверенности N 30 от 22.12.2021,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Зинохиной Е.С., действующего на основании доверенности N 29 от 22.12.2021,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Блиновой О.В., действующего на основании доверенности N 28 от 17.12.2021,
- представителя Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска Щербатенко Е.А., действующего на основании доверенности от 11.08.2022,
- представителя Управления экологии и природопользования Администрации города Челябинска Кинева И.В., действующего на основании Приказа N 18-л от 23.12.2020,
- гражданина, личность удостоверена на основании паспорта,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 03.08.2022 поступили обращения гражданина на действия заказчика при проведении электронных аукционов.
Согласно представленным документам 29.11.2021 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукционов.
Заказчиком выступило Управление экологии и природопользования Администрации города Челябинска.
Начальная (максимальная) цена контракта по каждому аукциону - 18 000 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционах - 07.12.2021.
На момент рассмотрения обращения гражданина контракты N 107-УЭ, 108-УЭ от 10.01.2022 заключены c ИП Важениным И.С.
Согласно доводам обращения заказчиком неправомерно при заключении контрактов внесены изменения в части определения порядка оказания услуг по заявкам заказчика, что не предусмотрено первоначальными условиями документаций о закупках, что привело к изменению объема оказания услуг.
Представители заказчика против доводов обращения возражали, указали, что требование об оказании услуг по заявке заказчика соответствует порядку исполнения обязательств за фактически оказанные услуги с учетом определения единицы услуги, что не противоречит законодательству о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент размещения закупки), Комиссия пришла к следующим выводам.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При рассмотрении технического задания установлено, что предметом закупок является организация мероприятий по содержанию контейнерных площадок в индивидуальном жилищном фонде на территории города Челябинска, в том числе 1 условная единица работ по содержанию контейнерных площадок, с учетом мероприятий по видам работ, включает в себя в том числе:
- уборку 1 контейнерной площадки и прилегающей территории от ТКО в радиусе 5 м.: (пп 1-3 п. 5.1.1 технического задания);
- уборку 1 контейнерной площадки и прилегающей территории от отходов древесно-кустарниковой растительности по мере необходимости (пп 1-3 п. 5.1.2 технического задания);
- уборку 1 контейнерной площадки от отходов автомобильных шин (пп. 1-3 п. 5.1.3 технического задания);
- промывку и дезинфекцию 1 контейнера, бункера (пп. 1-4 п. 5.1.4 технического задания).
При этом из извещений и документаций о закупках следует, что закупки осуществляются путем определения единицы услуги, при этом оплата выполненных работ производится по цене за единицу работы исходя из объема фактически выполненной работы, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта (пункт 3.8.1 части 2 информационной карты, пункты 2.2-2.6 проекта контракта).
Таким образом, проведение закупки за единицу услуги предполагает, что заказчик обязан установить порядок исполнения обязательств на основании заявки заказчика, что отвечает требованиям части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в проектах контрактов по закупкам такой порядок не установлен применительно к оказанию услуг по промывке и дезинфекции контейнеров, что нарушает часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В ходе исполнения предписаний N 074/06/99-3758/2021 (143-ВП/2021), N 074/06/99-3759/2021 (144-ВП/2021) от 23.12.2021 заказчиком помимо исполнения требований контрольного органа дополнительно внесены изменения в проекты контрактов, касающиеся установления порядка и формы направления заказчиком заявки по промывке и дезинфекции контейнера, бункера (пункт 6.18 технического задания, Приложение N 7 к проекту контракта), что привело к заключению контрактов, на условиях, отличных от установленных в документациях о закупках, что не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что указанные изменения в проекты контрактов прямо не предусмотрены законодательством о контрактной системе, вместе с тем заказчик на стадии заключения контрактов привел их положения в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, доводы обращения, согласно которым заказчик, внеся изменения в проекты контрактов фактически изменил объем работ, являются несостоятельными, так как закупки осуществлены без определения фиксированного объема услуг, в связи с чем исполнение обязательств производится исходя из фактически оказанных услуг.
Доводы заявителя, согласно которым при заключении контрактов заказчик исключил необходимость применения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", не могут быть приняты во внимание, так как в пункте 3 технического задания указано, что выполняемые работы должны соответствовать указанным санитарным нормам.
Более того, выполнение работ на основании заявок заказчика не исключает необходимость соблюдение требований СанПиН 2.1.3684-21, в том числе в части периодичности оказания услуг.
Дополнительно сообщаем, что устные доводы заявителя в части формирования начальной (максимальной) цены контракта, а также ненадлежащего исполнения условий контракта в части промывки и дезинфекции контейнеров, бункеров не относятся к полномочиям антимонопольного органа, так как в силу пунктов 3, 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в указанных сферах осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 34, части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракты заключены на момент проведения внеплановой проверки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 августа 2022 г. N 074/06/99-2233/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022