Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 24.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Зямбековой А.В., при участии в дистанционном режиме:
- представителя МКУ "Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска" Саляховой М.М., действующего на основании Распоряжения N 87-К от 12.04.2022
- представителя МКУ "Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска" Федоскина Ю.А., действующего на основании доверенности от 17.08.2022,
- представителя Управления муниципального заказа Администрации г. Магнитогорска Владимировой О.В., действующего на основании доверенности от 27.07.2022,
- представителя Управления муниципального заказа Администрации г. Магнитогорска Щербины К.В., действующего на основании доверенности от 27.07.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.08.2022 поступила жалоба ИП Зямбековой А.В. на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на устройство ограждения на кладбище Левобережное (извещение N 0169300000322001760 (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 29.07.2022 Управление муниципального заказа Администрации г. Магнитогорска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило МКУ "Комбинат похоронно-ритуальных услуг города Магнитогорска".
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 915 629, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10.08.2022.
На момент рассмотрения жалобы ИП Зямбековой А.В. контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы, аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя, так как индивидуальным предпринимателем представлен контракт, акты выполненных работ, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, а также пояснили, что аукционная комиссия отстранила заявку ИП Зямбековой А.В., так как представленный контракт не соответствуют позиции 15 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 в части характера работ, так как представлен опыт на выполнение работ по благоустройству территории, тогда как в соответствии с Постановлением необходимо предоставить опыт по ремонту/капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки предоставляет в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
При этом, в пункте 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе указано, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 15 Приложения к Постановлению указано, что при проведении работ по текущему ремонту зданий, сооружений должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.
В извещении о закупке установлены дополнительные требования к участнику закупки, предусмотренные позицией 15 Приложения к Постановлению.
Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона от 11.08.2022 (далее - протокол) заявка ИП Зямбековой А.В. (заявка 112394973) признана несоответствующей требованиям извещения о закупке со ссылкой на часть 2 статьи 31, пункт 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В составе документов, представленных заказчиком, оператором электронной площадки в подтверждение соответствия ИП Зямбековой А.В. позиции 15 Приложения N 1 к Постановлению направлена следующая информация:
- муниципальный контракт N 924 от 30.11.2021 на выполнение работ по благоустройству территории "Культурного центра и зеленой зоны общественного пользования" в селе Верхнениколаевское (первый этап установки ограждения территории площадью 3,5 га, протяженность ограждения 1100 м/пог (далее - контракт);
- акт по форме КС-2 на сумму 4 630 181, 50 рублей;
- платежное поручение N 1516 от 29.12.2021 на сумму 4 630 181, 50 рублей.
Таким образом, из анализа документов, подтверждающих наличие опыта выполнения работ, следует, что опыт выполнения работ по контракту не соответствует требованиям позиции 15 Приложения N 1 к Постановлению в части характера работ, так как дополнительным требованием является наличие опыта по текущему ремонту зданий, сооружений либо по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
С учетом изложенного, действия аукционной комиссии по отклонению заявки ИП Зямбековой А.В. в виду представления документов, подтверждающих опыт выполнения работ, не соответствующих характеру работ, предусмотренным позицией 15 Приложения N 1 к Постановлению, являются законными и соответствуют подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия критически относится к доводам заказчика, согласно которым установленное дополнительное требование к участнику закупки по позиции 15 Приложения N 1 к Постановлению соответствует объекту закупки, так как в материалы дела заказчиком не представлены документы и сведения, подтверждающие отнесение ограждения, которое требуется отремонтировать (установить новый забор и заменить существующие элементы забора), к объекту капитального строительства.
Более того, в силу положений Технического регламента о безопасности зданий и сооружений к сооружениям относятся только те объекты, которые обладают совокупностью признаков, в том числе наличие несущих конструкций сооружения, а также наличие функционального назначения (для осуществления производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов), вместе с тем, заказчиком не доказано, что имеющееся и вновь устанавливаемое ограждение имеет несущие конструкции и выполняет указанные в техническом регламенте функции.
Представленная заказчиком ссылка на судебную практику не может быть принята во внимание, так как рассматриваемые судами обстоятельства и доказательства отнесения ограждений к объектам капитального строительства не сопоставимы с объектом рассматриваемой закупки.
Вместе с тем, поскольку ни одна из сторон не представила достаточные доказательства, позволяющие сделать вывод о характере имеющегося у заказчика объекта, не представляется возможным сделать вывод о капитальном/некапитальном характере ограждения кладбища.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ИП Зямбековой А.В. на действия аукционной комиссии необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 августа 2022 г. N 074/06/106-2255/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022