Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 23 августа 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - ООО "Контракт", Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания гаража (литер 66, литер 66/1) (извещение N 0369100012822000088), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Филиал Гохрана России - "Объект "Урал" (далее - Учреждение, Заказчик): Куслиевой К.А., действующей на основании доверенности N 32-55-159-11/21 от 08.04.2022;
- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.08.2022 поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания гаража (литер 66, литер 66/1) (извещение N 0369100012822000088) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.08.2022 в 11:41.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания гаража (литер 66, литер 66/1) составляет 14 723 743,27 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 15.08.2022 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен, аукцион находится на стадии подведения итогов.
Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчик устанавливает незаконное требование о наличии в заявке участника предложения о цене контракта или предложения участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги, что не соответствует статье 49 Закона о контрактной системе.
2. В извещении о проведении закупки в нарушение законодательства о контрактной системе не установлены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, согласно пункту 10 Дополнительных требований, поскольку, по мнению Заявителя, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
3. Пунктом 8.3 проекта контракта в качестве основания для увеличения срока исполнения обязательств по контракту предусмотрено наступление обстоятельств непреодолимой силы, что не соответствует части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные пояснения, указал следующее.
1. Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Закона о контрактной системе. По мнению Заказчика, согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о контрактной системе на ряду с иными требованиями, предусмотренными указанной частью заявка на участие в закупке должна содержать: предложение участника электронного аукциона о цене контракта или предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона о контрактной системе.
2. По мнению Заказчика, поскольку пункт 10 включен в раздел II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям". Таким образом, указанные в пункте 10 Приложения к Постановлению N 2571 дополнительные требования распространяются только на закупки в сфере градостроительной деятельности.
3. Изменение существенных условий (в том числе срока исполнения) государственных контрактов, предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту, в 2022 году возможно при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения на основании части 651 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", а также постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному-ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия". К независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, относятся и обстоятельства непреодолимой силы.
С учетом изложенного, Заказчик имеет право на изменение срока его исполнения в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
С учетом указанной нормы, в соответствии с положениями статьи 48 Закона о контрактной системе, в заявке на участие в аукционе должна содержать исчерпывающий перечень информации, а именно:
1) информацию и документы об участнике закупки:
м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Из содержания указанных норм следует, что предоставление в составе заявки на участие в аукционе предложения о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части) (пункт 3 части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе), также, как и предложения о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (пункт 4 части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе), статьей 49 Закона о контрактной системе не предусмотрено.
Пунктом 3 Приложения N 4 к извещению о проведении закупки предусмотрено, что заявка участника должна содержать, в том числе, предложение участника электронного аукциона о цене контракта или предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), что не соответствует части 1 статьи 49, части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Из указанного следует, что в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 и подпунктом "н" пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.
Пунктом 10 Приложения к Постановлению предусмотрено, что если объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), в извещении о проведении закупки должно быть установлено условие о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом, цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Следует отметить, что Дополнительные требования, указанные в пункте 10, относятся к разделу II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям".
При этом, вид и сфера деятельности заказчика не образует условия применения Дополнительных требований к участникам закупки.
Пунктом 3 Постановления предусмотрено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) предполагает замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Из извещения о проведении закупки следует, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, НМЦК составляет сумму более 5 млн. рублей.
Код ОКПД определен извещением о проведении закупки, как 43.99.90.100 "Работы гидроизоляционные", которые, в соответствии с описанием ОКПД, включают в себя, в том числе: работы по гидроизоляции плоских крыш и крыш-террас; работы по гидроизоляции наружных конструкций зданий и сооружений и прочих подземных сооружений; работы по влагоизоляции.
В этой связи, неустановление Дополнительных требований в соответствии в отношении объекта закупки по аукциону, предусмотренных пунктом 10 Приложения к Постановлению N 2571, не соответствует пункту 12 части 1 статьи 42, частей 2 и 4 статьи 31, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя в указанной части являются обоснованными.
3. Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в условия контракта, и наступление обстоятельств непреодолимой силы данным перечнем не предусмотрено.
Согласно пункту 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Порядок и случаи изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в 2022 году утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680.
Из совокупности указанных норм следует, что возможность изменения существенных условий контракта, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, предусмотрена для контрактов, заключенных до 1 января 2023 года, срок исполнения которых ограничивается 31 декабря 2022 года.
Из содержания извещения о проведении закупки, в том числе, проекта контракта, следует, что срок выполнения работ определен с даты заключения настоящего Контракта по "30" ноября 2023 года.
При этом, Комиссия критически относится к формулировке "обстоятельства непреодолимой силы", указанной в пункте 8.3 проекта контракта.
В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов. Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости.
Кроме того, Комиссия отмечает противоречие между содержанием пункта 8.3 и пункта 9.5 проекта контракта, согласно которому изменение существенных условий настоящего Контракта при его исполнении не допускается за исключением их изменения по соглашению Сторон в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В этой связи, пункт 8.3 контракта, содержащий положение о том, что возникновение обстоятельств непреодолимой силы продлевает срок исполнения обязательств по настоящему Контракту на период, который в целом соответствует сроку действия наступившего обстоятельства, не соответствует части 1 статьи 95, пункту 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя в указанной части являются обоснованными.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания гаража (литер 66, литер 66/1) (извещение N 0369100012822000088) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 49, части 1 статьи 48, пункта 12 части 1 статьи 42, частей 2 и 4 статьи 31, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, части 1 статьи 95, пункта 65.1 статьи 112 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 августа 2022 г. N 074/06/106-2279/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022