Резолютивная часть решения оглашена 19 августа 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 24 августа 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Областного государственного бюджетного учреждения "Озёрская городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ОГБУ "Озёрская ветстанция", заказчик) о включении Индивидуального предпринимателя Фалалеевой Ксении Евгеньевны (далее - ИП Фалалеева К.Е., участник закупки, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 07/21-ЭА от 20.08.2021, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на капитальный ремонт (приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами) сибиреязвенного захоронения, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, с. Кунашак, в 100 метрах севернее от дома N 37 по ул. Жукова (извещение N 0369200025421000009), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей ОГБУ "Озёрская ветстанция" Фомина Сергея Сергеевича, Голубковой Евгении Владимировны, Селютиной Ольги Анатольевны действующих на основании доверенностей б/н от 18.08.2022;
- представителя ИП Фалалеевой К.Е. Канберова Байрама Муслимовича, действующего на основании доверенности N 1 от 18.08.2022.
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 15.08.2022 поступило обращение ОГБУ "Озёрская ветстанция" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП Фалалеевой К.Е. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 07/21-ЭА от 20.08.2021, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на капитальный ремонт (приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами) сибиреязвенного захоронения, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, с. Кунашак, в 100 метрах севернее от дома N 37 по ул. Жукова (извещение N 0369200025421000009) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела ОГБУ "Озёрская ветстанция" объявлен аукцион путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 30.07.2021 в 12:55 извещения о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 062 109, 00 рублей.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0369200025421000009 от 09.08.2021.
Контракт N 07/21-ЭА заключен 20.08.2021.
Из обращения ОГБУ "Озёрская ветстанция" следует, что несмотря на достижение сторонами соглашения об увеличении срока выполнения работ до 17.05.2022, подрядчик к выполнению работ не приступил. Данное обстоятельство и явилось причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям представителя индивидуального предпринимателя подрядчиком объявлена приостановка работ по контракту по причине не предоставления заказчиком подготовленного для выполнения работ земельного участка.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ), определяющей действие гражданского законодательства во времени, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Пунктом 1 статьи 711 ГК РФ установлено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 3 статьи 715 ГК РФ установлено, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно пункту 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно положениям статьи 717 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 ГК РФ).
Статьей 729 ГК РФ установлено, что в случае прекращения договора подряда по основаниям, предусмотренным законом или договором, до приемки заказчиком результата работы, выполненной подрядчиком (пункт 1 статьи 720 ГК РФ), заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершенной работы с компенсацией подрядчику произведенных затрат.
Статьей 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 95 Закона о контрактной системе установлено часть 12 признать утратившей силу, дополнить частями 12.1 и 12.2 следующего содержания:
"12.1. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.2. В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом)".
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме (далее также - электронная процедура), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта.
Между Областным государственным бюджетным учреждением "Озёрская городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" и ИП Фалалеевой К.Е. 20.08.2021 заключен контракт N 07/21-ЭА (далее - контракт).
Согласно пункту 1.2 контракта подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в п.1.4 настоящего контракта, и сдать результат заказчику, а заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Подрядчик обязуется провести "Капитальный ремонт (приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами) сибиреязвенного захоронения, расположенного по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, с. Кунашак, в 100 метрах севернее от дома N 37 по ул. Жукова" в соответствии с описанием объекта закупки (техническим заданием, приложение 1), ПСД (приложение 2) (пункт 1.3 контракта).
Место выполнения работ: Челябинская область, Кунашакский район, в 1600 метрах севернее от северной границы п.Дружный (пункт 1.4 контракта).
Начало выполнения работ в соответствии с пунктом 1.5 контракта со дня, следующего за днем заключения контракта.
Срок завершения работ: 03 октября 2021 г. (пункт 1.6 контракта).
В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта составляет 2 062 109(два миллиона шестьдесят две тысячи сто девять) рублей 00 копеек (НДС не предусмотрен).
В силу пункта 8.1 контракта настоящий контракт вступает в силу со дня, следующего за днем заключения контракта и действует до 31 декабря 2021 года.
Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 8.2 контракта).
Пунктом 1 Технического задания (приложение N 1 к контракту) также определено требование о выполнении работ качественно, в полном объеме согласно техническому заданию, проектно-сметной документации (ПСД).
В свою очередь, Локальной сметой N 1 предусмотрено выполнение подрядчиком земляных работ (разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью 0,65 (05-1) м3, группа грунтов 3, 1000 м3; перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10т работающих вне карьера на расстояние до 7 км, 1т груза; работа на отвале, группа грунтов: 2-3, 1000 м3; планировка площадей: механизированным способом, группа грунтов 3, 1000 м2; разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с ковшом вместимостью: 0,65 (05-1) м3, группа грунтов 3 - траншея и вал, 1000 м3; укладка трубопроводов из хризотилцементных безнапорных труб диаметром: до 150 мм, км; покрытие битумной мастикой бетонных и железобетонных труб диаметром: 150 мм, 100 м; уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т на первый проход по одному следу при толщине слоя: 30 см, 1000 м3; на каждый последующий проход по одному следу добавлять: к расценке 01-01-001-02 (+5 проходов), 1000 м3); бетонирование лотка и плиты; ограждение.
В материалах дела представлена переписка между заказчиком и индивидуальным предпринимателем по вопросам, касающимся исполнения контракта.
Как следует из акта обследования N 2 от 21.08.2021, составленного и подписанного подрядчиком в одностороннем порядке, сотрудники ИП Фалалеевой К.Е. провели обследование по адресу "Челябинская область, Кунашакский район, с. Кунашак, в 100 метрах севернее от дома N 37 по ул. Жукова" по результатам обследования были выявлены несоответствия, а именно отсутствие необходимого грунта для производства земляных работ в соответствии с проектно-сметной документацией (этап 1).
Письмом N 5 от 04.10.2022 индивидуальный предприниматель указал на причину невыполнения работ - задержку поставки панелей ограждения и введение карантинных мер в регионе по распространению новой коронавирусной инфекции, обязался завершить работы с выплатой неустойки по контракту до 31.12.2021 г.
В письме от 07.12.2021 N 01-19/502, адресованном подрядчику, ОГБУ "Озёрская ветстанция" попросило дать мотивированный ответ о причинах неисполнения контракта и обозначить сроки начала и окончания завершения работ.
Указание на невозможность выполнения работ в зимний период из-за промерзания грунта и установления отрицательной температуры воздуха, а также просьба рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон без применения штрафных санкций нашли отражение в письме ИП Фалалеевой К.Е. от 10.12.2021.
Отказ заказчика на предложение индивидуального предпринимателя о расторжении контракта по соглашению сторон, указание на заинтересованность в работах и предложение об увеличении срока действия контракта и переносе сроков выполнения работ с применением штрафных санкций содержится в письме ОГБУ "Озёрская ветстанция" от 15.12.2021 N 01-19/513.
Согласие ИП Фалалеевой К.Е. на заключение дополнительного соглашения и просьба продлить срок выполнения работ до 01.08.2022 указаны в письме индивидуального предпринимателя б/н, б/д.
В письме от 25.02.2022 N 01-19/81 заказчик указал подрядчику, что требования по уплате неустойки (штрафа, пени) остаются прежними в полном объеме.
Претензия об уплате неустойки в связи с нарушением сроков исполнения обязательств по контракту подготовлена ОГБУ "Озёрская ветстанция" 29.03.2022 за N 01-19/151.
В письме от 15.04.2022 N 01-19/185 заказчик указал, в том числе, следующее: "15.12.2021 г. между ОГБУ "Озёрская ветстанция" и ИП Фалалеева К.Е. было заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту N 07/21-ЭА. Согласно п. 1 дополнительного соглашения начало выполнения работ 01.04.2022 г. По состоянию на 15.04.2022 г. работы не начаты. Просим сообщить о причинах нарушения срока начала выполнения работ, установленных дополнительным соглашением N 1 к контракту N 07/21-ЭА в срок до 18.04.2021 г".
Уведомление подрядчика о приостановке работ по контракту по причине "отсутствия грунта для производства земляных работ в соответствии с проектно-сметной документацией" датировано также 18.04.2022.
Письмом от 18.04.2022 N 01-19/192 ОГБУ "Озёрская ветстанция" попросило индивидуального предпринимателя в срок до 19.04.2022 сообщить о планируемых сроках начала выполнения работ по контракту.
Просьба вычесть начисленную неустойку из оплаты по контракту после приемки выполненных работ нашла отражение в письме подрядчика, зарегистрированном заказчиком 25.04.2022 за вх. N 01-18/86.
Указание на причину просрочки сроков выполнения работ - неблагоприятные погодные условия; начало выполнения работ - 18.04.2022 содержится в письме подрядчика, зарегистрированном заказчиком 25.04.2022 за вх. N 01-18/89.
В письме б/н, б/д индивидуальный предприниматель указал следующее: "согласно сметному расчету п. 2 доставка грунта на территорию скотомогильника осуществляется с территории, находящейся на расстоянии 7 км от объекта строительства. Просим Вас предоставить грунт для дальнейшего выполнения работ".
Необходимость оплаты индивидуальным предпринимателем начисленной ОГБУ "Озёрская ветстанция" пеней за 89 дней просрочки исполнения обязательств по контракту указана в письме заказчика от 05.05.2022 N 01-19.
В письме от 25.05.2022 N 01-19/252 заказчик, сославшись на условия контракта и дополнительного соглашения, указал, что по состоянию на 25.05.2022 работы подрядчиком не начаты, попросил индивидуального предпринимателя в срок до 27.05.2022 сообщить о причинах задержки начала выполнения работ и фактическую дату начала выполнения работ по контракту.
Еще одна просьба о сообщении фактической даты выполнения работ с оговоркой о начислении пени за просрочку исполнения обязательств по контракту указана в письме ОГБУ "Озёрская ветстанция" от 31.05.2022 N 01-19/280/1.
Решение заказчика N 02/22 об одностороннем отказе от исполнения контракта принято ОГБУ "Озёрская ветстанция" 27.06.2022. Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика; опубликовано в единой информационной системе в разделе "дополнительная информация о закупках, контрактах" 27.06.2022.
По мнению заказчика, дата надлежащего уведомления - 28.07.2022.
Контракт, по мнению заказчика, расторгнут 10.08.2022. Информация о расторжении контракта размещена в ЕИС 11.08.2022.
Принимая во внимание, что датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения, а десятый день с даты надлежащего уведомления приходится на 07.08.2022, заказчиком не в полной мере соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в процессе рассмотрения обращения сторонами не отрицался факт заключения дополнительного соглашения, которым изменен срок выполнения работ. Вместе с тем, сведения о таком дополнительном соглашении в единой информационной системе не размещены. При этом, из содержания представленной в материалы дела переписки следует, что взаимодействие между сторонами осуществлялось за пределами срока действия контракта, что указывает на выраженное намерение исполнения обязательств по контракту.
Из содержания представленной в материалы дела переписки следует, что взаимодействие между сторонами осуществлялось за пределами срока действия контракта, что указывает на выраженное намерение исполнения обязательств по контракту.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение подрядчиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
С учетом характера правовых последствий включения индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (исполнителем).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что между сторонами осуществлялась активная переписка. Однако должный результат не достигнут.
В то же время действия ИП Фалалеевой К.Е. явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность областного государственного бюджетного учреждения в капитально отремонтированном (приведенном в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами) сибиреязвенном захоронении, расположенном по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, с. Кунашак, в 100 метрах севернее от дома N 37 по ул. Жукова, не удовлетворена.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Принимая во внимание указанные факты и совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Фалалеевой К.Е.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Областным государственным бюджетным учреждением "Озёрская городская ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" об ИП Фалалеевой К.Е. (ИНН 665209465308), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 августа 2022 г. N 074/10/104-2253/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2022