Резолютивная часть решения оглашена 22.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 25.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления -начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В.
Черенковой Е.Б. |
-
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращения ООО "ЭКОСИЛА" на действия заказчиков при проведении совместного электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению экологического паспорта на опасные отходы для учебных учреждений (извещение N 0369300145822000002) (далее - совместный аукцион), при участии в заседании Комиссии посредством видеконференцсвязи представителя МДОУ "Детский сад N 11 общеразвивающего вида" г. Магнитогорска и заказчиков по совместному аукциону Галкиной Н.С., действующей на основании доверенностей;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 15.08.2022 поступили обращения заявителя по вопросу нарушения заказчиками норм законодательства о контрактной системе при проведении совместного аукциона.
Решением по делам N 412-433ж/2022, N 434-441ж/2022, N 474-478-ж антимонопольным органом жалобы возвращены заявителю на основании подпункта "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона контрактной системе, и назначено проведение внеплановой проверки действий заказчиков по аукциону.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 27.07.2022 в 12:11.
Начальная (максимальная) цена контракта - 834 166,55 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.08.2022 08:00.
На дату проведения проверки контракты с победителем аукциона не заключены.
В обращениях заявитель указал, что заказчиком неправомерно определено количество экологических паспортов, которые требуется подготовить. Так, в техническом задании указано 5 различных видов отходов, в связи с чем количество паспортов должно составлять 5 единиц на каждое образовательное учреждение, тогда как заказчиком указано 35 паспортов, а не 175 паспортов, как предусмотрено действующим законодательством.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в техническом задании указано, что 35 условных единиц предполагает составление 35 комплектов паспортов на каждое учреждение, в связи с чем не усматривает нарушение законодательства о контрактной системе.
Заслушав пояснения заказчиков, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 6 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг). В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления).
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Частью 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 утвержден Порядок паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности (далее - Порядок).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Исходя из формы паспорта отходов следует, что паспортизация осуществляется в отношении конкретного вида и класса опасности отходов по ФККО в том числе с указанием сведения о лице, которое образовало отходы, в связи с чем в отношении конкретного вида отходов требуется отдельный паспорт отходов.
В пункте 4 технического задания указано, что заказчику требуется разработка экологического паспорта включает в себя:
- оформление исходных сведений об отходе, отбор проб отхода;
- оформление протоколов лабораторных исследований;
- расчет класса опасности отхода;
- оформление паспорта опасного отхода.
Пунктом 1.1 проектов контрактов также предусмотрено, что исполнитель по заданию заказчика обязуется в установленный контрактом сроки оказывать услугу по изготовлению экологического паспорта на опасные отходы для учебных учреждений.
Более того, в техническом задании указано, что услуга по изготовлению экологического паспорта на опасные отходы для учебных учреждений - 35 условных единиц.
Таким образом, из указанных положений технического задания и проекта контракта следует, что для каждого заказчика, который является заказчиком совместного аукциона, требуется подготовка одного экологического паспорта.
Вместе с тем, в пункте 8 технического задания указан перечень видов отходов, для которых необходима разработка паспортов:
- 4 71 101 01 52 1 - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства;
- 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
- 7 37 100 01 72 5 - отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений;
- 7 36 100 01 30 5 - пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные;
- 4 05 122 02 60 5 - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.
С учетом указанных условий технического задания и положений действующего законодательства следует, что подрядчик должен подготовить экологические паспорта в отношении каждого из видов отходов по ФККО (5 паспортов), то есть с учетом количества заказчиков должно быть изготовлено 175 паспортов.
Таким образом, в техническом задании содержатся противоречивые условия в части количества паспортов, являющихся объектом закупки, так как фактическое количество паспортов, предусмотренных техническим заданием, составляет 35 шт, тогда как с учетом различных видов отходов, образуемых образовательными учреждениями, таких паспортов должно быть 175 шт, что свидетельствует о неопределенности и несогласованности предмета контракта в нарушение пункта 6 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Доводы заказчика, согласно которым под условной единицей понимается комплект паспортов, опровергается положениями технического задания, из которых следует, что условная единица применена к услуге по изготовлению экологического паспорта, то есть одного документа, а не комплекта паспортов.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что заказчику требуется паспортизация отходов различных видов и классов опасности.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - Приказ) утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), в соответствии с которым выделяются различные виды отходов.
Пунктом 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - каталог отходов) одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
С учетом видов отходов, указанных в техническом задании, предусмотрены 3 вида отходов (отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства), которые заказчик отнес к 5 классу опасности по ФККО, в связи с чем паспортизация для таких видов отходов Порядком не предусмотрена.
Более того, из частей 1, 2 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления следует, что подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании изложенного, условие технического задания о необходимости паспортизации отходов 5 класса опасности не соответствует требованиям действующего законодательства, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, пункта 6 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчикам, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 августа 2022 г. N 074/06/99-2344/2022-N
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022