Резолютивная часть решения оглашена 23.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 26.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Контракт", при участии в дистанционном режиме представителя Администрации Аминевского сельского поселения муниципального образования Андреевой О.В., действующего на основании доверенности N 2 от 22.08.2022
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 18.08.2022 поступила жалоба ООО "Контракт" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169300038922000002 на газоснабжение жилых домов села Аминево Уйского района Челябинской области (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 11.03.2022 Комитет строительства и инфраструктуры администрации Увельского муниципального района объявил о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 894 325, 71 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 08.08.2022.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Контракт" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя заказчик не установил требование о предоставлении участником закупки в заявке декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства, а также неправомерно установлено требование о предоставлении ценового предложения в составе заявки участника закупки.
Представитель заказчика с доводами жалобы ООО "Контракт" не согласился, указал, что требование к составу заявки в части декларирования принадлежности субъектам малого предпринимательства не предусмотрено в силу положений Закона о контрактной системе. Требование о наличии предложения о цене контракта не является требованием к составу заявки, так как такое предложение подается в ходе аукциона.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу пункта 4 части 4 статьи 27 Закона о контрактной системе преимущества предоставляются при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В пункте 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что в извещении о закупке должна содержаться информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к составу заявки указаны в частях 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом, в части 3 указанной статьи предусмотрено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Подпунктом "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в составе заявки предоставляется декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, требование о наличии в составе заявки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Более того, подпунктом "к" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае подачи заявки участником закупки, не являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
С учетом изложенного, заказчиком правомерно не установлено требование к составу заявки о предоставлении декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, так как действия по проверке указанных сведений осуществляются оператором электронной площадки на стадии получения такой заявки от участника закупки.
В связи с чем доводы жалобы в указанной части являются необоснованными.
2. Пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронного аукциона заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Таким образом, предложение участника закупки о цене контракта не предоставляется в составе заявки участника закупки при проведении электронного аукциона.
В приложении N 3 к извещению о закупке содержатся требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, в том числе в пункте 2 требований указано, что в составе заявки должно содержаться предложение участника закупки о цене контракта.
При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствуют условия, при которых такое предложение предоставляется / не предоставляется участником закупки, что свидетельствует о том, что данное предложение о цене должно содержаться в составе заявки участника закупки.
Таким образом, в нарушение пункта 3 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе требование о предоставлении предложения о цене контракта не соответствует выбранному способу закупки, так как такое условие может быть установлено только при проведении электронного конкурса.
При этом Комиссия, принимая во внимание, что данное нарушение не повлияло на результаты закупки, так как три участника закупки подали ценовые предложения, начальная (максимальная) цена контракта снижена на 15,29%, при этом заявки указанных участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о закупке, а также учитывая отсутствие у заявителя материально-правовой заинтересованности участия в аукционе, считает возможным в данной ситуации предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Контракт" на действия заказчика обоснованными в части незаконного требования к составу заявки о предоставлении предложения участника закупки о цене контракта.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения пункта 3 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 августа 2022 г. N 074/06/106-2332/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022